Чувствуется на дворе весна... А с ней и весеннее обострение у наших законотворцев. Инициативы одна прекраснее другой, прям не знаешь - за голову хвататься или в обморок падать сразу.
Очередная идея, которая пришла в чью-то больную голову, озабоченную демографией в России-матушке, называется "пренатальное усыновление". Давайте посмотрим поближе и разберемся, что это такое и почему введение такого инструмента обернется катастрофой.
Для начала посмотрим на ту, которая курирует сей законопроект - первый замглавы думского комитета по вопросам семьи Татьяна Буцкая, известная ранее своей инициативой ввести налог на бездетность и высказыванием: «Не любят детей — пусть платят налог и не любят дальше. Либо любит детей и рожает, либо не любит и платит за то, что не любит». Уже на этом этапе понятно, что здравый смысл тут даже не пробегал.
Понятное дело, что в этой ситуации она выполняет роль "говорящей головы", озвучивая чужие идеи, но персонаж все равно интересный.
Так что же стоит за термином "пренатальное усыновление"? Якобы это решение для двух проблем одновременно: когда есть беременная женщина, не готовая сейчас стать мамой, но готовая родить ребенка и есть семья, которая хочет усыновить новорожденного.
«Пренатальное усыновление — это когда женщина забеременела, но она понимает по каким-то причинам, что не сможет жить с ребенком, по финансовым причинам, например. Приходит в женскую консультацию с целью сделать аборт, а ей вместо этого предлагают выносить, родить и передать другой семье.
С большой вероятностью, что женщина, когда доносит, уже не отдаст ребенка, потому что это ее ребенок, но даже если откажется — есть семья, которая усыновит ребенка. И мы как государство не теряем этого ребенка (!?). Однако у нас тут остается много вопросов: как быть с теми, кто стоял в очереди на этого ребенка, за деньги или без денег, как, на каких условиях, какая законодательная база, какие договора они заключают» - заявила Буцкая, куратор этого законопроекта.
Якобы этот варварский законопроект получил поддержку со стороны РПЦ (а как же семейные ценности? Вы же людьми торговать собираетесь!)
Этот законопроект предлагает дать возможность свести бездетную семью и беременную женщину, каким-то образом оформить документы так, чтобы после рождения ребенка родителями были записаны усыновители, а биологические родители соответственно утрачивали бы все свои права и обязанности по отношению к младенцу. Эдакий предварительный договор купли-продажи (тем более оговаривается возможность денежного вознаграждения).
И вот теперь начинается интересное.
1. По закону до своего рождения плод не считается человеком и усыновить его нельзя. Вообще как-то определять его судьбу заранее на период после рождения в рамках действующего законодательства нельзя. Принятие такого закона потребует устранения этого казуса, а самое очевидное - признать плод человеком со всеми правами. Тогда на него будут распространяться все наши законодательные нормы, его можно будет усыновлять, но и аборт тогда юридически будет приравнен к умышленному преступлению.
Да, у нас запрет абортов проталкивают давно, но такое... По сути это будет означать аннулирование всех гражданских прав беременной женщины, в том числе ее права распоряжаться своим телом, и низведение ее до уровня аппарата для вынашивания. У врачей при оказании помощи беременным тоже окажутся связаны руки и в целом мы укатимся в глубокое Средневековье. Про аборт по медицинским показаниям (в том числе при угрозе жизни женщины) можно будет забыть навсегда.
2. Как было и с суррогатным материнством, биологическая мама всегда может передумать и решить воспитывать его сама. В таком случае права семьи, желающей усыновить ребенка, никак не защищены. Принудить женщину отказаться от ребенка и передать его на усыновление в рамках действующего законодательства до родов невозможно в принципе, после родов - только через лишение родительских прав в судебном порядке. Но тогда ребенок попадет в картотеку детей, готовых к усыновлению, а не в конкретную семью.
3. Передумать могут и потенциальные усыновители, причем перед самыми родами. В таком случае у матери ребенка выбор невелик - воспитывать нежеланного младенца или написать отказ в роддоме со всеми вытекающими последствиями: опека извещает родственников и предлагает им забрать ребенка, взыскивает с матери алименты и т.д. Согласитесь, так себе перспектива, когда на раннем сроке женщина хотела и вполне себе могла сделать аборт.
4. Права отца ребенка так же никак не защищены, особенно если брак официально не зарегистрирован. Ведь в настоящее время сразу после рождения ребенка в отношении него у отца возникают родительские права и обязанности. И если на аборт женщина может пойти без согласия мужчины, то как быть в этой ситуации? А если биологический отец не готов отказаться от ребенка, не дает согласия на усыновление и хочет воспитывать сам, то сохраняются ли родительские права и обязанности в таком случае за биологической матерью? Еще одна неприятная перспектива для женщины, решившей сохранить беременность.
В итоге данный законопроект не просто бесполезен - он опасен. Его принятие низведет беременную женщину до уровня бесправного инкубатора с перспективой остаться с нежеланным младенцем на руках, еще сильнее обесценит и без того невеликую роль отца ребенка в принятии решений и воспитании, никак не защитит желающих усыновить новорожденного и превращает нерожденного ребенка в товар, а рожденного младенца в объект, чьи права будут регулироваться не законом, а договором.
А какой простор для шантажа, вымогательства, торговли людьми и тому подобных преступлений открывается! Это намного хуже суррогатного материнства на коммерческой основе, где женщина по сути сдает в аренду свое тело для вынашивания чужого генетически ребенка. Тут сразу возникнет черный рынок сведений о желающих отдать еще не рожденного - все усыновители хотят здорового ребенка и многие готовы заплатить за это большие деньги.
В эту преступную схему будет вовлечено огромное количество людей на всех уровнях - и женская консультация (врачам и психологам, отговаривающим от аборта, тут будет просто золотая жила), и органы опеки (через которые будет проходить информация из женской консультации), и сотрудники роддомов (вообще всех уровней). Все будут иметь возможность сделать свой маленький гешефт.
Ведь на более-менее здоровых младенцев действительно очередь, желающих усыновить много и ожидание длится порой годами.
Попытка прописать денежное вознаграждение биологической матери в официальных документах закрепит торговлю детьми официально, запрет на такое вознаграждение породит черный рынок со всеми вытекающими проблемами.
А те, женщины, которые лишены дееспособности по той или иной причине, не связанной с генетическими нарушениями? Например неудачные роды привели к кислородному голоданию мозга, как результат - умственная отсталость и некоторые двигательные проблемы. Или последствия черепно-мозговой травмы, иной несчастный случай, приведший к остановке сердца, кислородному голоданию и гибели клеток мозга. Вариантов много.
Ведь в таких случаях у ребенка не будет отягощенной наследственности (как в случае с шизофренией например). Это будет просто золотая жила для недобросовестных людей! Опекун за вознаграждение подписывает договор, ни о чем не спрашивая подопечную, не интересуясь ее здоровьем, мнением и чувствами. Ведь процедуру ЭКО недееспособной не сделают и это не дает использовать данную крайне уязвимую прослойку женщин в качестве суррогатных матерей. Но естественное зачатие не запретишь....
А какое раздолье будет для определенной категории мужчин, которые раньше гнали своих пассий на аборт под угрозой "брошу, останешься одна с ребенком"! Представьте только - принуждение к родам со стороны мужей в тех же масштабах, в каких раньше гнали на аборт, ведь за ребенка заплатят же, а воспитывать не надо! И пойдут деньги явно не женщине... Тут в ловушку попадут уже вполне дееспособные, но по той или иной причине зависящие от мужей-тиранов женщины.
И кого-то будет волновать здоровье беременной? Конечно нет! Беременность удержит такого гражданина от насилия в адрес вдвойне уязвимой женщины? Тоже нет. Просто бить научатся так, чтобы выкидыш не спровоцировать.
Таких последствий хотят законотворцы? А ведь этот аспект принуждения к беременности и родам со стороны близких родственников или сожителя женщины невозможно отрегулировать никак, абсолютно!
А те социально-незащищенные слои, живущие за чертой бедности? Если к суррогатной матери предъявлялись довольно строгие требования (должна быть здорова, иметь своих детей, не иметь в анамнезе выкидышей и т.д.), и это сдерживало количество вовлеченных в индустрию коммерческого суррогатного материнства женщин, то тут таких барьеров не будет. Вообще. И женщины, не имеющие или не желающие найти возможность иного заработка, начнут торговать своим телом уже в таком вот намного более отвратительном варианте. Отвратительном потому, что кроме своего тела, своего времени и здоровья, продавать она будет и собственного ребенка.
Этого хотят наши депутаты? Такую участь нам готовят? Участь стать ходячими инкубаторами и объектами купли-продажи без права голоса, без права выбора, на грани выживания?
А что вы думаете о возможности усыновить нерожденного? Смогли бы отдать своего ребенка чужим людям сразу после родов? А может воспользовались бы бедственным положением женщины, чтобы не стоять в очереди на усыновление и поддержите этот законопроект?