Всем привет! Сейчас автобусное ретро движение набирает обороты, что очень радует. Жаль, что оно не набирало обороты в начале 00-х, когда еще было столько редких автобусов и в хорошем состоянии. Сейчас к сожалению осталось очень мало ретро автобусов в хорошем состоянии. До недавнего времени не было известно ни об одном сохранившимся ПАЗ-652! И так, давайте узнаем сколько же сейчас их сохранилось ПАЗ-652.
1. ПАЗ-652 из Мурманской области.
Примерно в 2011-12 году в интернете появилась информация о ПАЗ-652 из г. Зареченск Мурманской области. Автобус раньше принадлежал Иовской ГЭС - это средняя гидростанция по течению реки Ковды, расположенная между Кумской и Княжегубской ГЭС. Гидростанция находится в поселке Зареченск, на самой границе с Республикой Карелия, в 15 км от Северного Полярного круга. Входит в состав Каскада Нивских ГЭС, образованного в октябре 1954 года. Многие интересовались этим автобусом и я в том числе. Написал письмо руководству ГЭС. Вскоре пришел ответ, что автобус утилизирован...
Было очень обидно, по сути в хорошем состоянии, реставрация минимальна по мерках ретро автобусов, на современных документах, да и еще редкий ранний 652, без индекса Б. Такие выпускались с 1958 по 1963 гг. Страсти вокруг автобуса вскоре поутихли. Вдруг, в октябре 2016 года на том же сайте появилась вот такие фотографии:
Автобус прилично разграбили, особенно жаль молдинги, у него они редкие и свои, если на 652Б подходят от ПАЗ-672 (они идентичны), то здесь (ранний 652) свой оригинальный. Но, самое главное он жив! Непонятно было кому он в итоге принадлежит. Местные говорили, мол приезжайте и забирайте, он стоит на свалке, но никто не решался. Я во всю занимался своим первым ПАЗ-672М и этот ПАЗ-652 уже не потянул бы. За автобус взялся священник отец Лев, протоиерей Лев Шихляров. В течение более чем трёх лет отец Лев за счёт своих сил и средств пытался выкупить, перевезти из Мурманской области автобус и передать его в московский музей городского транспорта. Теперь автобус поступил в распоряжение государственного музея "Московский транспорт", но служит донором для другого ПАЗ-652, о нем ниже.
Сейчас этот ПАЗ-652 выглядит так:
2. ПАЗ-652Б из запасника государственного музея "Московский транспорт"
Этот автобус долгое время стоял в запаснике музея и только недавно, спустя пару десятков лет его начали реставрировать, что конечно же радует. До поступления в музей автобус принадлежал ГУП "Ритуал".
Использовался в качестве сторожки на одной из стоянок. В данное время автобус проходит реставрацию на ремзаводе СВАРЗ. Но, ходят слухи, что его хотят воссоздать в ритуальном варианте, каким он и был на прошлой работе (черная полоса по бортам автобуса прямо об этом намекает). И так, вот его состояние сейчас:
3. ПАЗ-652Б из Карелии, теперь находится в музее Ретробаса в Санкт-Петербурге.
По словам прежнего владельца, в последний раз ему пришлось задействовать ПАЗ-652 в 2009 году. С девяностых годов автобус работал на маршрутах в Карелии. Информация о автобусе появилась случайно. Автобус чисто случайно заметил на фотографии в контакте один из любителей ретро техники. У его сестры преподавательница отдыхала в деревне Вохтозеро и на одной из фото из травы торчал корпус этого ПАЗика. Информацию передали в Ретробас, после чего его успешно эвакуировали в Санкт-Петербург. Что же, надеюсь, что этому ПАЗику тоже повезет и его отреставрируют. Я в свое время снял небольшой видео обзор по нему:
4. ПАЗ-652Б из Украины.
Этот автобус 1954 года выпуска был найден в Житомирской области, на Украине. Потом был перепродан в надёжные руки другого частного коллекционера. Сейчас его судьба не известна по понятным причинам.
5. ПАЗ-652Б из посёлка Залари Иркутской области.
Этот ПАЗ-652Б я случайно увидел на заднем плане фотографии другого автобуса-ПАЗ-672М на одном из интернет ресурсов. Написал автору фотографии и просил поделиться информацией о местоположении автобуса. Узнал, нашел контакты владельца этой автобазы, позвонил и узнал о возможности продажи. Владелец готов его продать за довольно скромные деньги. Он с документами, правда советские. Информацией я поделился с музеями. Посмотри что будет дальше! Если будет...
6. ПАЗ-652 из Белоруссии.
Фото этого ПАЗ-652 так же появилось в интернете. Он был в садовом участке в Белоруссии, возможно использовался как сарайчик, раньше это было в порядке вещей. Пару лет назад автобусом заинтересовался коллекционер из Нижнего Новгорода. В итоге автобус уехал к нему. Честно говоря не знаю как он будет его реставрировать, там живого места нет...Сейчас автобус так и стоит у коллекционера и никаких работ с ним не производится. Автобус кстати ранний, год выпуска с 1958 по 1963.
7. ПАЗ-652 из Армении.
Этот ПАЗ-652Б 1965 года выпуска, появился в продаже на одном из интернет ресурсов. Сначала за него владелец хотел 2500$, но потом "прочухав" его ценность, цена взлетела до 2млн. рублей. Автобус находится в Армении, вопрос о его регистрации в России остается открытым. Но состояние у него самое лучшее из всех известных ПАЗ-652.
8. ПАЗ-652 из Болгарии.
В 2012 году вышел фильм "Неудержимые-2". Один очень внимательный человек увидел на одном из кадров на заднем плане что-то похожее на ПАЗ-652. Нажал на паузу и точно. Это он!
В сети интернет потекли бурные обсуждения об этом автобусе. Но можно было только предположить, что автобус находится в г. София, в Болгарии, так как основные съемки проходили там. Потом о нем забыли. И недавно в интернете выложили 2 фотографии с ПАЗ-652, из Болгарии. Судя по окрасу и багажнику на крыше можно предположить что это один и тот же автобус из "Неудержимых". Вероятно-это бывшая звукоусилительная станция ЗС-800А.
Очень жаль, что в Болгарии не развито автобусное ретро движение, погибнет ведь автобус. Кстати, он ранний, обратите внимание на молдинги о сдвижные трехполовинчатые стекла.
Судьба у этого автобуса похоже обречена(((. На этом больше известных "живых" ПАЗ-652 пока нет. Напомню, что я восстанавливаю свой ПАЗ-672М 1986 г.в., если у кого то есть запчасти на него, куплю, кроме двигателя и ходовой, особенно сейчас нужны сиденья на него.