Найти тему

Товарный знак: что нужно знать бизнесу, чтобы не потерять бренд и деньги

Оглавление

Иногда представители малого и среднего бизнеса думают, что товарные знаки регистрируют только корпорации. На самом деле это важно как для сетевых гигантов, так и для небольших кафе в спальных районах. Вне зависимости от размера бизнеса легкомысленное отношение к выбору названия или даже цвета упаковки может обернуться судебными разбирательствами по поводу интеллектуальных прав, штрафами в сотни тысяч рублей и конфискацией товара.

В статье расскажем, как защитить свой товарный знак от конкурентов, а себя — от штрафов и испорченной репутации.

-2

Что такое товарный знак и каким он может быть

Товарный знак — это отличительное обозначение продукции, которое зарегистрировано в Роспатенте и так закреплено за предпринимателем или компанией. На письме обозначается символом ®. Задача товарного знака — помочь покупателям ориентироваться в брендах, а продавцам — выделяться среди конкурентов.

Товарный знак может быть:

  • словесным — например, название банка «Открытие» или слоган «Управляй мечтой» бренда Toyota;
  • изобразительным — например, логотип компании LG, буквы L и G в круге;
  • комбинированным — например, изображение кота Матроскина и название «Простоквашино» на молочных продуктах.

В качестве товарного знака также можно зарегистрировать цвет, звук и даже запах. Но закрепить за компанией государственный символ, название международной организации или имя книжного персонажа не получится. Подробный список запрещенных к регистрации товарных знаков можно посмотреть в статье 1483 ГК РФ.

Как зарегистрировать товарный знак в России

Если вы планируете работать только по России, вам достаточно получить национальное свидетельство о регистрации товарного знака. На процедуру уйдет минимум полтора года и 33 тысячи рублей — точные цифры зависят от вашего бизнеса и от количества ошибок во время оформления.

Пройти все этапы регистрации можно самостоятельно, но, если вы хотите избежать сложностей и сэкономить время, лучше воспользоваться услугами патентного поверенного. Специалист сам подготовит и подаст документы, а в случае споров с Роспатентом — поможет разрешить их в вашу пользу. Выбрать патентного поверенного можно в специальном реестре.

Шаг 1. Проверьте уникальность. Это можно сделать на сайте Федерального института промышленной собственности — ФИПС. Чтобы проверить совпадения, нужно вписать в поисковую строку сам товарный знак, который вы хотите зарегистрировать, или его описание.

Шаг 2. Выберите класс товаров и услуг. Для ориентира используйте международную классификацию МКТУ — документ регулярно обновляется, найти последнюю редакцию можно на сайте ФИПС. Например, если у вас магазин одежды, нужно выбрать 25-й класс, если строительная фирма — 37-й класс.

Если вы планируете в ближайшее время расширять бизнес, важно выбрать все подходящие классы сразу. Добавить новые варианты после регистрации не получится — придется проходить всю процедуру с начала. Но тратить бюджет на регистрацию в нескольких классах «на всякий случай» не стоит: если вы в течение трех лет не воспользуетесь товарным знаком в выбранной сфере, он станет доступен для других компаний.

Шаг 3. Заплатите первую часть госпошлины. Это минимум 15 тысяч рублей:

  • 3500 рублей за подачу заявки и формальную экспертизу документов + 1000 рублей за каждый дополнительный класс, если в заявке более пяти классов МКТУ.
  • 11 500 рублей за полную экспертизу товарного знака в одном классе + 2500 рублей за каждый дополнительный класс.

Узнать реквизиты для уплаты госпошлины можно на сайте Роспатента.

Шаг 4. Подайте заявку. Бланк заявки и пример заполнения можно найти на сайте Роспатента. Подать заявку можно на сайте ФИПС, через Госуслуги, лично в Роспатенте или почтовым отправлением по адресу: Москва, Бережковская набережная, дом 30, корпус 1. Если вы отправите заявку в электронном виде, ее нужно будет заверить квалифицированной электронной подписью. Узнать подробности про КЭП можно в нашей статье «Электронная подпись: какой бывает, зачем нужна и как оформить».

В момент, когда вы подаете заявку на товарный знак, он закрепляется за вами, то есть во время экспертизы зарегистрировать такой же уже никто не сможет. После подачи заявки Роспатент будет месяц проверять ваш пакет документов, затем в течение года — уникальность и соответствие товарного знака законодательству РФ.

Шаг 5. Уплатите вторую часть госпошлины. Если экспертиза Роспатента пройдет успешно, вам нужно будет заплатить вторую часть госпошлины, минимум 16 тысяч рублей:

  • 16 000 рублей — за регистрацию товарного знака в рамках пяти классов + 1000 рублей за каждый дополнительный класс.
  • 2000 рублей — если вам нужно бумажное свидетельство, электронное после оплаты регистрации выдадут бесплатно.

Узнать реквизиты для уплаты госпошлины можно на сайте Роспатента.

Шаг 6. Получите свидетельство

Роспатент выдает свидетельство в течение двух месяцев после уплаты второй части пошлины. Уникальные права на товарный знак действуют 10 лет, но после окончания срока их можно продлевать неограниченное количество раз.

Шаг 7. При необходимости продлите права на товарный знак

Чтобы продлить права, нужно подать заявление и уплатить госпошлину — 20 тысяч рублей за пять классов МКТУ и одну тысячу рублей за каждый дополнительный класс. Скачать бланк заявления и посмотреть примеры заполнения можно на сайте Роспатента. На продление уходит примерно столько же времени, сколько на регистрацию, поэтому процедуру лучше начинать заранее — за год до окончания срока действия свидетельства о регистрации.

-3

Как зарегистрировать товарный знак за рубежом

Если вы планируете работать не только в России, зарегистрировать товарный знак нужно будет в каждой стране. Это можно сделать двумя способами — по стандартной национальной процедуре или Мадридской системе.

Если вы ориентируетесь только на одну страну, лучше регистрировать товарный знак по национальной системе. Обычно в других государствах процедура несильно отличается от российской. Вам также нужно будет проверить знак на уникальность, подать заявку в патентное ведомство, заплатить госпошлину и пройти экспертизу.

Некоторые различия в правилах всё же есть. Например, если вы захотите зарегистрировать товарный знак в Китае, то не сможете сделать это самостоятельно. Как иностранец вы обязаны будете действовать через национального патентного поверенного. К тому же на успешной регистрации процедура не закончится: с момента официальной публикации товарного знака у третьих лиц будет три месяца, чтобы подать возражение и опротестовать решение.

Если вы ориентируетесь на несколько стран, лучше регистрировать товарный знак по Мадридской системе. Этот способ базируется на Мадридском соглашении — международном договоре, по которому 130 стран унифицировали процедуру регистрации товарного знака.

Чтобы пойти этим путем, сначала вам нужно будет подать заявку на регистрацию товарного знака в России, а уже на базе национальной заявки — в других странах. Прочитать подробнее про пакет документов и уплату пошлин можно на сайте Роспатента.

Роспатент отправит международную заявку во Всемирную организацию интеллектуальной собственности — ВОИС, — откуда она попадет в патентные ведомства выбранных государств. Затем каждая страна проведет свою экспертизу и в случае одобрения зарегистрирует товарный знак. Единого международного свидетельства нет, поэтому в итоге вы получите несколько документов.

-4

Какие санкции можно получить, если не регистрировать товарный знак

Часто санкции зависят от точки зрения суда. В лучшем случае нарушитель получит административное предупреждение, в худшем — штраф, конфискацию товаров, а также запрет использовать товарный знак. Рассказываем подробнее.

Штраф. В случае если конкурент подаст в суд на незаконное использование его товарного знака, есть риск получить штраф до пяти миллионов и требование о компенсации упущенной выгоды.

Компании защищают в суде не только креативные и уникальные товарные знаки. Например, предпринимателю из Саратовской области пришлось выплатить 400 тысяч рублей за незаконное использование названия «Шашлычный двор».

Запрет на использование бренда. Если предприниматель зарегистрирует товарный знак, другим пользователям этого знака придется искать и продвигать новый вариант, а также объяснять покупателям, с чем связан ребрендинг и почему не стоит обращаться к «двойникам».

Просто поменять название или логотип на похожий вариант не получится: даже если товарный знак не будет повторять другой на 100%, суд может счесть его плагиатом. Один из примеров — решение по делу клиник «Доктор Арбитайло» и «Доктор А». Первая компания использовала надпись «сеть медицинских центров ДОКТОР Арбитайло» и логотип в цветах, схожих с «Доктор А». Суд обязал клинику «Доктор Арбитайло» прекратить использование зарегистрированного товарного знака «Доктор А», удалить подобные обозначения с сайта, демонтировать вывеску и рекламные объявления. Также с компании взыскали штраф в 2,5 млн рублей и почти сто тысяч за расходы истца.

Конфискация товара. Если предприниматель докажет, что другая компания использовала на продукции его товарный знак, эти вещи станут контрафактом. Такие товары придется изъять из оборота и уничтожить.

Владельцу товарного знака необязательно обращаться в суд самому. Многие нарушения находят сотрудники МВД — обычно такие случаи связаны с упоминанием известных брендов. Например, как в деле о незаконном использовании бренда Nike. В ходе проверки сотрудники ведомства выяснили, что предприниматель без разрешения правообладателя продавал в магазине мужские джемперы с логотипом бренда. Суд постановил уничтожить контрафактный товар и вынести предупреждение нарушителю.

-5

Кратко: что нужно знать про товарный знак

  1. Товарный знак — это отличительное обозначение: название, логотип или слоган. Такой знак имеет юридическую силу, только если у вас есть сертификат о регистрации.
  2. Чтобы зарегистрировать товарный знак в России, нужно проверить его на уникальность, уплатить госпошлину, подать заявку и пройти экспертизу в Роспатенте.
  3. Чтобы зарегистрировать товарный знак за рубежом, нужно подать заявку по национальной или Мадридской системе. Первый вариант проще, если вы планируете работать в одной стране, второй — если в нескольких.
  4. Если не регистрировать товарный знак, конкуренты могут его украсть или, наоборот, подать в суд за плагиат и потребовать уплаты штрафа и конфискации товара.