Люди думают о деньгах много и зачастую неправильно. Сталкиваясь с ошибками мышления, искажениями и обыкновенной ложью, легко угодить в ловушку. Поэтому я предлагаю поговорить, как связаны мозг и деньги.
Мышление богатых
Я как-то услышал забавный тезис: бедные стараются сэкономить, богатые — заработать. Но позвольте, это же две стороны одной медали. Не говоря уже о том, насколько такая формулировка упрощает реальное положение дел.
На данный момент никто не придумал научно обоснованную стратегию мышления, которая бы позволяла подняться «из грязи в князи». Факт, казалось бы, тривиальный. Но энтузиасты в поиске простых путей посещают мотивационные тренинги и ищут универсальный рецепт достатка.
Они не думают, как правильно расставить приоритеты. А стоило бы: пока одни тратят время в погоне за конкретной суммой на счету, другие работают на идею и её воплощение. В итоге, одни получают конечный ресурс, а другие — результат, который сам способен окупать вложения.
Нейрофизиология и цены
Учёные Стэнфордского университета провели эксперимент с помощью аппарата МРТ. Они наблюдали за тем, как человеческий мозг реагирует на товар и его ценник.
Как только участник узнавал цену заинтересовавшего его товара, фиксировалась активность в тех областях мозга, которые отвечают за болевые ощущения. Иными словами, человек испытывал переживания, схожие с физической болью. Можно сделать вывод, что грамотное ценообразование — это умение сбалансировать позитивную и негативную реакцию покупателя.
Но товар не является просто вещью. Так и услуга не является просто действием.
Психология маркетинга
Есть люди, которые покупают IPhone из-за камеры и оптимизации процессов. Но не станем спорить, некоторым попросту приятно положить смартфон на столик, чтобы собеседник приметил взглядом то самое «яблоко». Они готовы сутки провести в очереди, чтобы первыми получить заветную новую модель.
Ценообразование в данном случае — существенная часть брендовой политики. Маркетологи продают людям не устройство, а приятные эмоции, чувство гордости, подтверждение статуса. Что это, если не психология?
Деньги и иллюзии
Если вы постоянно думаете, как заработать денег, у меня для вас плохие новости. Вам нужно сменить перспективу и задаться другими вопросами. Но и этого будет недостаточно, если вам не хватает способности адекватно оценивать ситуацию.
В России около 95% инициатив по созданию собственного бизнеса заканчиваются провалом. За границей дела ненамного лучше. Причиной тому нередко выступает ошибка выжившего: люди не запоминают неудач. Соответственно, не учатся на чужих ошибках и упускают много полезной информации.
Это яркий пример когнитивного искажения, которое способно сломать человеку жизнь. Всего их насчитывают более 200. И если вы хотите изменить свою жизнь, то пора отказаться от иллюзий. А значит, научиться их осознавать, различать и нейтрализовать.