Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Самозащита по Фрейду

В этой статье я хочу поговорить о том, какие интересные штуки выделывает наша психика, чтобы защититься от тревоги и травмирующих переживаний.

Возьмем теорию З. Фрейда.

С его точки зрения, человеческая тревога - это не "что-то плохое". Это функция Я, призванная предупреждать нас о надвигающейся опасности. Которую нужно встретить. Или которую нужно попытаться избежать.

Фрейд разделял тревогу на невротическую, реалистическую и моральную в зависимости от того, откуда она исходит.

Невротическая тревога идет из страха, что наше Я не справится с импульсами Оно, и мы сделаем нечто ужасное, не сможем проконтролировать свои инстинктивные побуждения. Бессознательные стремления выйдут в ранг сознательных, вырвутся из оков - и тогда мы закономерно получим наказание. Что делает невротическую тревогу по ощущениям близкой к реалистической, ведь наказание будет происходить из внешнего мира.

Реалистическая тревога происходит из внешнего мира и реальных угроз. Как правило, она пропадает вместе с угрожающим элементом. В целом, реалистическую тревогу можно назвать простым и понятным словом - это привычный и свойственный всем людям страх. Естественное чувство, отвечающее за нашу сохранность.

Моральная тревога похожа на невротическую, только наоборот: здесь Я опасается слишком сильного напора от Сверх-Я. Представим, будто наша совесть грозится надеть нам на голову ведро и хорошенько настучать. Виной и стыдом за то, что мы не вписываемся в идеальную картину мира Сверх-Я.

Постоянная борьба внутренних состояний не могла остаться без внимания со стороны нашей психики. Это же совсем отъехать можно, если постоянно наблюдать за тем, как воюют между собой Сверх-Я и Оно. Без защиты эти две противодействующие силы давно бы раздавили наше Я. И вот, какие способы этой самой защиты обнаружил Фрейд:

  • Проекция. Приписывание другим людям своих неприемлемых помыслов, мотивов и качеств. Например, если я борюсь с чувством собственной неважности, и мне кажется, будто люди кругом только и ждут, чтобы задеть меня или раскритиковать.
  • Вытеснение. "Мотивированное забывание" тревожащих мыслей и чувств, "удаление" их из своего осознания. Есть внутренний конфликт? Берем и заглушаем его. Fake it till you make it, а ведь все равно вылезет.
  • Замещение. Распространенное явление, когда для реализации импульса мы ищем менее опасный для этого объект. Обидели нас - не смогли дать сдачи - отыгрались на том, кто слабее или меньше. Неурядицы с работы принесли домой и выплеснули не на начальство, а на семью.
  • Рационализация. Или ложная аргументация. Попытка объяснить неприятное событие таким образом, чтобы защитить свою самооценку. Чаще всего выглядит как мысли в духе "не так уж оно мне и надо" или "все равно идея была глупой" после неудачи.
  • Реактивное образование. Слышали, наверное, о "латентной гомосексуальности", когда чем активнее человек выступает против, тем яростнее его внутренняя борьба с желанием. То, что мы подавляем, реализуется снаружи противоположным действием и убеждением. Ярким маркером будет являться преувеличенное, слишком активное социально одобряемое поведение.
  • Регрессия. Возвращаемся к детским моделям поведения. Обижаемся, наказываем молчанием, совершаем необдуманные (часто - опасные) поступки. "Назло маме отморожу уши".
  • Сублимация. Штука, которую Фрейд считал конструктивным защитным механизмом. Преобразование импульса таким образом, чтобы можно было его реализовать социально приемлемым способом. Например, любовь к работе с чужой болью, к которой так или иначе приходится эмоционально присоединяться - чем не сублимация мазохистических наклонностей? И обществу польза, и Оно довольно, и Сверх-Я не замечает подвоха.
  • Отрицание. Обычно актуально для очень сильных травмирующих потрясений или для людей со сниженным интеллектом (еще не развитым или нарушенным). Когда "этого не может быть" и упорная вера в то, что события не случилось, несмотря на объективные доказательства обратного.

Можно ли сказать, что защитные механизмы психики - это плохо?

Нет. На то они и защитные - чтобы сохранять нашу личность целостной. Перед лицом внутренних или внешних угроз мы так или иначе стремимся к самосохранению, однако слишком сильная опора на эти стратегии может привести (и часто - все-таки приводит) к искажению реальности. А следовательно, к искажению наших истинных потребностей, страхов и проблем.

Как альтернатива - сильное и гибкое Я, которое справляется со своей функцией и успешно "примиряет" Оно и Сверх-Я между собой, оставаясь в безопасности.

Автор: Милена Калягина
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru