Ежегодно 26 марта отмечают “Фиолетовый день” — день больных эпилепсией. Лиса Агатка, талисман Генокарты, побеседовала с врачом-неврологом и эпилептологом Александром Леонидовичем Головтеевым.
История появления «фиолетового дня» начинается с девочки Кэссиди Меган, живущей с диагнозом «эпилепсия». Из-за особого к себе отношения Кэссиди Меган решила доказать, что люди, страдающие эпилепсией, ничем не отличаются от остальных и имеют право на нормальную жизнь. Эту инициативу поддержала Ассоциация эпилепсии Новой Шотландии (Канада), а затем и другие ассоциации по всему миру. С тех пор 26 марта распространяется информация об этом заболевании и о правилах оказания первой помощи при приступах, проводятся аукционы, ярмарки и соревнования, чтобы собрать средства для больных. А фиолетовый цвет – цвет лаванды – стал международным цветом эпилепсии. Считается, что фиолетовый цвет благоприятно воздействует на нервную систему, уменьшает тревогу, фобии и страхи.
Сегодня Агатка беседует с врачом-неврологом и эпилептологом Головтеевым Александром Леонидовичем.
Агатка: Что такое эпилепсия?
Александр Леонидович: Согласно классификации Международной Противоэпилептической Лиги (International League Against Epilepsy, ILAE), эпилепсия — это расстройство головного мозга, характеризующееся стойкой предрасположенностью к эпилептическим припадкам, если проще — склонность к повторно возникающим эпилептическим приступам без явных провоцирующих факторов.
Агатка: Чем эпилептолог отличается от невролога?
Александр Леонидович: Эпилептолог — это врач-невролог (реже — психиатр) с углублёнными и актуальными знаниями об эпилепсии, её диагностике и лечении, знающий семиотику приступов, умеющий самостоятельно просматривать и оценивать данные электроэнцефалографических исследований и данные нейровизуализации (магнитно-резонансной томографии, компьютерной томографии, позитронно-эмиссионной томографии).
Агатка: Почему возникает эпилепсия?
Александр Леонидович: Согласно новой классификации ILAE от 2017 года, причины эпилепсии делятся на структурные, генетические, инфекционные, метаболические, иммунные и с неизвестной этиологией.
Агатка: Часто ли эпилепсия передается по наследству?
Александр Леонидович: Вероятность наследования очень сильно варьируется в зависимости от причины возникновения приступов (формы эпилепсии). В целом, по общей популяции, вероятность наследования эпилепсии относительно невысока — по сравнением с общим риском по популяции (около 1%). Вероятность наследования по разным данным, составляет около 2% при болезни у одного из родителей, повышается до 5% при болезни обоих родителей. Однако, в каждом конкретном случае при планировании семьи у людей с приступами риск оценивается индивидуально.
Агатка: Каковы первые признаки эпилепсии у детей и взрослых? В каком возрасте могут появиться эпилептические приступы?
Александр Леонидович: Признак эпилепсии и у детей, и у взрослых — наличие эпилептических приступов, а вот выглядеть они могут совершенно по-разному.
У маленьких детей, как правило, это стереотипные (схожие между собой) двигательные эпизоды, которые не выглядят произвольными и не связаны с внешними обстоятельствами — эпизоды напряжения и «складывания» тела и ручек серийного течения; эпизоды внезапного напряжения одной из конечностей, не связанные с движением; короткие «вздрагивания», не связанные с засыпанием или звуковой/тактильной провокацией и многие другие.
У взрослых эпилептические приступы так же разнообразны. Как правило, пациенты отмечают эпизоды утраты сознания; изменения восприятия («всё как-то изменилось»); ощущения «уже виденного» (deja vu); онемение или ощущение мурашек в одной и той же части тела; непроизвольные «вздрагивания», чаще в руках и верхнем плечевом поясе; эпизоды остановки речи «не могу говорить» и многие другие.
Агатка: С какими заболеваниями чаще всего путают эпилепсию?
Александр Леонидович: Чаще всего эпилепсию путают с эпизодами утраты сознания кардиогенной природы — обмороки, синкопы; с нормальными двигательными проявлениями во сне — доброкачественный миоклонус сна, парасомнии; с заболеваниями из группы расстройств движения — дискинезии, гиперкинезы; психогенные пароксизмы; а у детей младшего возраста— с нормальными рефлексами (рефлекс Моро, комплекс оживления); с аффективно-респираторными приступами.
Агатка: Как ставится диагноз “Эпилепсия”?
Александр Леонидович: Диагноз «Эпилепсия» ставится клинически. Основные «три кита» эпилептологии: семиотика приступов — как они выглядят, электроэнцефалография — позволяет оценить биоэлектрическую работу мозга, данные нейровизуализации, чаще всего, МРТ — позволяет оценить структуру мозга. Относительно недавно к ним добавился «четвёртый кит», который в настоящее время стремительно растёт — это генетические исследования.
Агатка: Как часто происходят приступы эпилепсии у больных?
Александр Леонидович: Частота приступов сильно разнится в зависимости от их причины — это могут быть как эпизоды частотой около раза в год, так и ежедневные эпизоды частотой несколько раз за день.
Агатка: Что может спровоцировать приступ эпилепсии у детей и взрослых?
Александр Леонидович: Самые частые провоцирующие факторы, общие практически для всех — это недостаток (депривация) ночного сна, течение инфекционных процессов с подъёмом температуры тела, приём алкоголя и психоактивных веществ, пропуск приёма или нерегулярный приём противоприступных препаратов.
Агатка: Можно ли полностью вылечить эпилепсию? Какие эффективные методы используются сегодня для лечения эпилепсии?
Александр Леонидович: Есть типы эпилепсии, которые относятся к «самокупирующимся» или «самоограничивающимся» — проходят с возрастом безвозвратно; есть формы, которые лечатся нейрохирургически; есть формы, которые очень хорошо поддаются медикаментозной коррекции — и человек живёт без приступов при регулярном приёме препаратов.
Сейчас, как правило, первая линия при практически любом типе эпилепсии — это медикаментозная терапия, которая подбирается исходя из формы эпилепсии, типа приступов, возраста и особенностей пациента. Кроме того, используется нейрохирургическое лечение — резективная или стимуляционная хирургия, диетотерапия.
Агатка: Что нельзя делать человеку с эпилепсией?
Александр Леонидович: Людям с приступами нельзя водить транспортные средства, плавать и купаться в открытых водоёмах, принимать наполненную ванну, заниматься некоторыми видами профессиональной деятельности, работать с ночным графиком. В целом — противопоказаны виды деятельности, подразумевающие, что при утрате сознания во время процесса есть риск тяжёлой травматизации, и действия, нарушающие режим сна/бодрствования.
Агатка: Можно ли заниматься спортом?
Александр Леонидович: Если под спортом подразумеваются умеренные физические нагрузки, к которым человек адаптирован (или с постепенным наращиванием нагрузки), общеукрепляющие упражнения и занятия — то противопоказаний, как правило, нет. Профессиональные занятия спортом нежелательны, так как зачастую подразумевают физические и ментальные нагрузки на пределе возможностей, нарушение режимов труда и отдыха, сна и бодрствования.
Агатка: Влияет ли эпилепсия на работу мозга человека, может ли ухудшать когнитивные способности?
Александр Леонидович: Потенциальное ухудшение когнитивных функций или его отсутствие зависит от многих переменных — формы эпилепсии, возраста дебюта, от того, поддаются ли приступы медикаментозной или иным видам терапии, типа препарата, который принимает человек.
Агатка: Насколько эффективна кетогенная диета при эпилепсии?
Александр Леонидович: В последние годы по этой теме были проведены мета-анализы, которые основаны на оценке объединённых данных разных исследований, проводившихся ранее, что позволяет более объективно оценить большую группу пациентов. Было показано, что кетогенная диета весьма эффективна при лечении разных форм эпилепсии. Так, через шесть месяцев примерно у 60% детей, начавших с классической кетогенной диеты, наблюдалось снижение приступов более чем на 50%, а у 30% — более чем на 90%.
Примечание: Кетодиета, или кетогенная диета, — это режим питания с низким содержанием углеводов и высоким процентом жиров.
Агатка: Как правильно помочь человеку при эпилептическом приступе?
Александр Леонидович: Что нужно сделать, если Вы увидели эпилептический приступ у человека:
- Обезопасить его, отодвинуть все потенциально опасные предметы — разбитое стекло, горячие предметы, провода от приборов и техники; убедиться, что руки и ноги человека не попали в перекладины кровати, подлокотники кресла — иначе при фиксации конечностей возможна их травматизация в приступе; если есть возможность — положить что-то мягкое под голову — свёрнутую одежду, сумку.
- Важный пункт, если приступ произошёл в общественном месте — не дать кому-то из наблюдателей попытаться разжать челюсти человеку в приступе — язык тоже является мышечным органом, в приступе он, как правило, напряжён и поджат; прикус языка происходит в начале приступа, к тому моменту, как клинические проявления приступа будут видны это уже произойдёт. Дыхание в приступе затруднено из-за мышечного напряжения, а не положения языка, дыхание полностью восстанавливается после окончания приступа. Пытаться разжать челюсть, что-то вставить между зубами человека с приступом не нужно, это лишняя травматизация ротовой полости.
- Засечь время — приступом в классическом понимании является билатеральный тонико-клонический приступ, собственно приступом является та часть эпизода, где есть выраженное мышечное напряжение, ритмичные, как правило, синхронные сокращении конечностей с постепенным урежением (снижением частоты сокращений). Если приступ длится более 2-3 минут — необходимо вызвать Скорую Помощь. Если есть возможность — приступ нужно снять на видео, эта информация может помочь лечащему врачу человека с приступами.
- С момента, как наступает мышечное расслабление (человек «обмякает») и появляется тяжёлое, шумное дыхание наступает постприступный период. После завершения видимых мышечных сокращений человека можно повернуть набок, чтобы избежать вдыхания слюны. Период после приступа, как правило, сопровождается спутанностью сознания, некоторые засыпают после приступа. Как правило, сознание полностью восстанавливается в течение получаса.
Если коротко: 1. Обезопась 2. Засеки время/засними на видео 3. Поверни на бок.
Агатка: Спасибо за интересную беседу!