Силиконы тоже не обделены вниманием любителей "натуральности". Силиконы (силоксаны, полиорганосилоксаны) – это огромный кластер синтетических кремнийорганических веществ, которые относятся к классу полимеров с повторяющимся звеном, причем большая часть разнообразия достигается за счет присоединения к кремнию различных органических радикалов, что придает конечному веществу уникальные свойства и позволяет использовать силиконы в абсолютно разных промышленных отраслях - от биотехнологии до электроники.
В косметике до недавнего времени использовались преимущественно простые линейные силиконы, такие как простейший диметикон. Однако, наука не стоит на месте, и с 1901 года (когда впервые открыли силиконы), ученые смогли синтезировать гораздо более интересные разветвленные силиконы, которые оказывают значительно более эффективное действие, при этом совершенно не обладая недостатками предыдущего поколения. Например, часто используются специализированные Dimethicone Copolyol и Bis (C13-15 Alkoxy)-PG-Amodimethicone. Основное их преимущество в том, что это гидрофильные силиконы, которые полностью смываются водой, даже без дополнительно применения моющих средств, они никак не могут накапливаться и, тем более, что-то забивать. В средствах для волос такие силиконы усиливают цвет окрашенного волоса, способствуют длительному сохранению цвета и блеска, облегчают расчесывание и существенный факт – дополнительно смягчают любое агрессивное воздействие ПАВ.
К силиконам также относятся поликватерниумы (высокополимерные силиконы) и силиконовые масла (липофильные силиконы), например, циклопентасилоксан (циклометикон) или фенилтриметикон. Поликватерниумы – это большие полимерные молекулы с периодическим положительным зарядом вдоль молекулы, которые получают за счет химического изменения натуральных полимеров, например, таких как гуаровая камедь или целлюлоза. Так как волос в целом склонен иметь отрицательный заряд поверхности, который значительно усиливается в месте повреждения волоса, то поликватерниумы притягиваются к волосам за счет статического притяжения и крепятся на поверхности. У них большой размер молекул, поэтому они не могут проникать во внутрь волоса. Однако, если волос имеет сильные повреждения (под действием осветляющих блондирующих препаратов или химических завивок), то в нем образуются достаточно большие пустоты для проникновения молекул поликватерниума внутрь. В этом случае молекулы заполняют собой пустоты и тем самым создают эластичную лечащую прокладку в пустотах волос.
Благодаря этому свойству некоторые косметические компании используют поликватерниумы в составах для химической завивки и химического распрямления. Севший на поверхность (и во внутрь) волоса, полимер облегчает расчесывание волос во влажном и в сухом состоянии, создает длительное ощущение гладкости волос на ощупь. Некоторые полимеры из этой группы могут препятствовать накоплению статического заряда (являются антистатиками) и помогают удерживать влагу в волосах. Все это способствует широкому применению поликватерниумов в составах кондиционеров, масок и шампуней. Некоторые поликватерниумы обладают свойством формировать на волосах достаточно плотную полимерную пленку, тем самым создавая эффект фиксации. Поэтому их также можно найти и в качестве фиксирующих компонентов в составах лаков, муссов, пенок, гелей для укладки волос и сериях косметики для объема. Именно за счет образования плотных пленок средства с этими полимерами требуют тщательного смывания.
Циклометикону, как и многим другим силиконам приписывают целый ряд вредных свойств, таких как: раздражение кожи, вызов аллергических реакций и закупоривание пор. Однако, все эти три характеристики не соответствуют действительности и сам компонент признан специальной Комиссией по косметическим ингредиентам безопасным веществом (CIR). Кроме того, силиконы сами по себе имеют большие пространства между молекулами, они позволяют некоторым ингредиентам и, тем более, воздуху легко проникать под силиконовую пленку, не препятствуя собственному дыханию кожи. Благодаря этому факту, а также высокой летучести, циклометикон широко используется в жидкой декоративной косметике, так как помогает рассеивать пигменты и препятствует образованию крупных частиц. В результате косметика равномерно наносится, а после образуется ровный матовый цвет и мягкая кожа.
CIR и US FDA (US Food and Drug Administration) пришли к выводам о полной безопасности применения силиконов в косметической и медицинской промышленности, вещества признаны гипоаллергенными, что позволило широко использовать, например, силиконовый медицинский клей в медицинских учреждениях по всему миру.
Истерия по поводу силиконов началась вовсе даже не с косметики, а с силиконовых имплантов для груди, которые массово распространились с 1960х годов. В 1990 г. в популярном американском телешоу было продемонстрировано душераздирающее интервью с женщиной, больной аутоиммунным заболеванием.
Виновными были назначены импланты и американская контролирующая организация FDA, допустившая на рынок непроверенную продукцию. Затем подключились политики, организовавшие публичные слушания о вреде имплантов. Подоспели разнообразные местные «общества защиты прав потребителей». Еще вчера считавшиеся обычными и бытовыми вещи постепенно обретали статус символа беспредела компаний, бездействия властей и борьбы людей за свою безопасность. Словно по мановению палочки, обнаруживались и «ученые», и «эксперты», которые на ходу придумывали возможные причины того, как силикон провоцирует заболевание соединительной ткани и вызывает иммунный ответ, что он ответственен за снижение респираторных функций (и никого не волновало, что женщина, например, постоянно курила) и так далее.
Никому не надо было научных доказательств, враг был очевиден и судебные иски росли на дрожжах. Но ведь люди-то болели?, - скажут многие. Ведь это все неспроста, когда после вживления импланта начинаются проблемы? Не бывает таких совпадений, думали многие! Конечно, люди болели. И конечно, совпадения бывают. Наличие «совпадений» диктуется теорией вероятности. Около 1% женщин в США имеют импланты. Около 1% женщин имеют системные заболевания соединительной ткани. Даже при полной независимости этих явлений, десятки тысяч обладают и тем, и другим одновременно.
Задачей науки вовсе не является подсчет несчастливых обладательниц. Задача науки - выяснить, растет ли вероятность обретения проблем со здоровьем после протезирования силиконом. Первая крупная работа, подтвердившая отсутствие дополнительных рисков от имплантов и силиконов в целом, была опубликована в 1994 г. Через год - еще одна с теми же выводами, потом еще и еще. К этим работам пытались апеллировать представители производителей. Но кто же им поверит, редискам таким, правда?
Подробнее этот вопрос рассматривается в статьеEvaluating the Health Risks of Breast Implants: The Interplay of Medical Science, the Law, and Public Opinion (Marcia Angell, M.D. N Engl J Med 1996).