Автор Арина Ткачук
Недавно турецкий парламентский комитет по международным делам рассмотрел и утвердил заявку Финляндии на членство в НАТО. «Абзац» разбирался, что это может дать Турции и увеличит ли шансы Эрдогана на победу на выборах.
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган сейчас активно готовится к предстоящим в мае выборам. Его основной противник – глава Республиканской народной партии (РНП) Кемаль Кылычдароглу.
Мнение народа
По общим ощущениям, Эрдоган – абсолютный лидер. Однако опросы общественного мнения не всегда это подтверждают. Так, согласно исследованию, проведённому турецким телеканалом Т24, Эрдоган получил 42,4%, а Кылычдароглу – 46,5%. В опросе поучаствовали более 5,7 тыс. граждан в 53 из 81 провинции Турции. При этом 7,7% граждан не определились с позицией.
Что касается поддержки политических сил, то Партию справедливости и развития (ПСР) Эрдогана готовы поддержать 34,2%. Находящаяся с ними в альянсе Партия националистического движения (ПНД) набирает 6,3%. РНП поддерживают 26%, а «Хорошую партию», которая находится в альянсе оппозиции, – 13,6%. Прокурдская партия, которая открыто пока не примкнула ни к одному из альянсов, получает 9,3%.
Однако, по данным опроса исследовательского центра Optimar, приведённого газетой Hürriyet, Эрдоган (47,4%) опережает Кылычдароглу (45,3%), но всего лишь на 2%.
Политолог Каринэ Геворгян считает, что такие результаты сейчас вполне естественны, потому что народ устал от команды Эрдогана, а оппозиция представила новые лица, новую многообещающую программу.
«Опросы общественного мнения в Турции проводят десятки различных компаний, и их данные, естественно, будут иметь достаточно серьёзный разброс. Это связано с тем, что до выборов остаётся чуть более 50 дней, а сами кандидаты и партии ещё не начали активные агиткампании. До мая всё ещё очень серьёзно поменяется», – сказала она «Абзацу».
Геворгян отметила, что внутриполитическая ситуация в Турции сейчас очень тяжёлая: экономика сильно пострадала от землетрясений, а нестабильная ситуация внутри страны может заставить избирателей голосовать за Эрдогана.
«Многие боятся перемен, в том числе и смены правительства. Именно поэтому главная задача Эрдогана сейчас – это работать с сомневающимися, то есть с той частью населения, которая ранее не была уверена в своём выборе или вообще не хотела идти голосовать», – пояснила политолог.
Россия и НАТО в эпоху выборов
В четверг, 23 марта, стало известно, что турецкий парламентский комитет по международным делам рассмотрел и утвердил заявку Финляндии на членство в НАТО. По мнению Геворгян, для Эрдогана это был вынужденный шаг, ему пришлось уступить под давлением Соединённых Штатов.
«Скорее всего, Эрдоган получил какие-то обещания, связанные с финансовой помощью по восстановлению Турции после землетрясения. А это важнейший вопрос, который нужно решить перед выборами», – пояснила политолог.
Вызывает беспокойство и ближайшее окружение главы оппозиции Кылычдароглу. Так, недавно его советник по внешней политике Юнал Чевикёз заявил:
«На данный момент отношения между Турцией и Россией, по существу, асимметричны, потому что Турция сильно зависит от импорта энергоносителей. В случае победы мы напомним России, что Турция является членом НАТО».
Политолог Каринэ Геворгян считает, что, даже несмотря на воинственные высказывания в адрес России, глава оппозиции не будет радикально менять вектор внешней политики.
«Возможно, будут сделаны какие-то чисто номинальные заявления для успокоения западных партнёров, но не более того. Потому что Кылычдароглу зависит от турецкого бизнеса, который сильно завязан на отношениях с Москвой», – пояснила Геворгян.
Президентские и парламентские выборы в Турции пройдут 14 мая. Для победы в первом туре кандидату в президенты необходимо набрать более 50% голосов избирателей. Партиям для прохода в парламент по спискам нужно преодолеть 7-процентный электоральный барьер.