Найти в Дзене
Исследование Писания

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА (ч.77): «Я — ИСТИННАЯ ВИНОГРАДНАЯ ЛОЗА»

В главе 14 Иисус, находясь среди учеников, заверил их, что им не нужно было беспокоиться в связи с Его грядущим уходом. Он завершил эту часть беседы с ними, сказав: «Встаньте, пойдём отсюда» в 14:31. Пасхальная вечеря закончилась. Затем Иисус и ученики пошли по улицам ночного города к долине Кедрон и Масличной горе. Во время их пути Иисус продолжил разговор с ними, о содержании которого мы читаем в гл. 15. Эта глава начинается с так называемой «аллегории виноградной лозы», в которой Иисус называет Себя «истинной виноградной лозой». Ученики, будучи ветвями, должны пребывать в Нём и приносить обильный плод. Несмотря на несколько параллелей с виноградником, лишь немногие обращают внимание на саму лозу.

Что побудило Иисуса обратиться к образу виноградной лозы, чтобы преподать ряд важных истин, не совсем ясно. Некоторые комментаторы усматривают в образе виноградной лозы указание на установление Господней вечери во время этой пасхальной трапезы; однако эта точка зрения представляется малоубедительной. В этой аллегории основной акцент приходится на саму лозу, а не на её плод. В этом тексте нет ничего, что даже косвенно указывало бы на питие плода виноградной лозы, как и на вкушение хлеба (см. Мф. 26:26–29; Мк. 14:22–25; Лк. 22:14–20). Гораздо важнее главная тема происходившего в то время разговора. Как отмечает С. Барретт, «Истина в том, что Иоанн говорит здесь о важности единства верующих с Христом, без которого они ничего не могут сделать».

Некоторые исследователи предполагают, что, выйдя из верхней горницы, Иисус и ученики проходили мимо виноградников, пересекая долину Кедрон (18:1). На склонах гор они видели виноградники и горящие вдоль ручья Кедрон костры из отсечённых засохших лоз.

По мнению других, в это время Иисус и ученики остановились возле храма, где великолепная виноградная лоза из золота, украшающая вход в святилище, вдохновила Иисуса произнести: «Я — истинная виноградная лоза» (15:1). Об этой золотой виноградной лозе сообщают как иудейские, так и римские источники (см. Иосиф Флавий, Иудейские древности, 15.11.3 [394–95]; Мишна, Миддот, 3.8; Тацит, История, 5.5). Что бы ни побудило Иисуса обратиться к образу виноградной лозы, целью этого учения было показать, что Он исполнил предназначение Божьего винограда и стал «истинной виноградной лозой». Он назвал учеников ветвями «истинной виноградной лозы», то есть Самого Христа. О такой же связи христиан (членов Христова тела, церкви) с Христом (главой тела или церкви) писал и Павел в Еф.1:22, 23; 5:23 и 1 Кор. 12.

«Я — истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам» (Ин. 15:1–3).

Стих 1. В этом стихе содержится последнее «Я [есть]» — заявление и единственное, в котором имеется дополнение об Отце: «Я — истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь» (см. 15:5). [Ранее Иисус говорил: «Я — хлеб жизни» (6:35, 48); «Я свет миру» (8:12); «Я дверь отцам» (10:7; см. 10:9); «Я — Пастырь добрый» (10:11, 14); «Я — воскресение и жизнь» (11:25); и «Я — путь, истина и жизнь» (14:6)]. В древнем мире часто прибегали к образу винограда. Здесь Иисус использовал традиционный в Ветхом завете образ винограда или виноградника, который символизировал Израиль, находящийся под защитой и заботой Бога. Практически во всех случаях сравнения Израиля с Божьим виноградником говорится о его неспособности приносить плод, что в итоге навлекает на него Божий суд. В отличие от него Иисус является «истинной виноградной лозой», Тем, кто верно исполняет предназначенное Ему Богом.

В Пс. 79 использованы сразу два образа виноградной лозы: Израиля и Сына Человеческого. Псалмопевец говорил о том, как Бог перенёс виноградную лозу (Израиль) из Египта и посадил её. Он сокрушался о том, что эта лоза более не плодоносила, что она была отсечена и брошена в огонь. Он также молил Бога позаботиться о винограде:

«Обратись же, призри с неба, и воззри, и посети виноград этот; охрани то, что насадила десница Твоя, и отрасли, которые Ты укрепил Себе… Да будет рука Твоя над мужем десницы Твоей, над сыном человеческим, которого Ты укрепил Себе» (Пс. 79:15–18).

«Сын человеческий» олицетворяет Иисуса, «истинную» (алетинос; «настоящий», «подлинный»; см. 1:9) «виноградную лозу». В отличие от неверного Израиля Он был «мужем десницы [Божьей]». В 15:1, как и в этом псалме, Бог назван «виноградарем». Обычно в значении «виноградарь» использовалось греческое слово георгос, буквально означающее «земледелец». В русском языке не принято использовать его в контексте виноградарства. Георгос — этот тот, кто обрабатывает землю, трудится на ней. Как виноградарь Ветхого завета Бог выкопал виноград (Израиль) из Египта, приготовил для него место, посадил его и возделывал его (Пс. 79:9, 10). Но несмотря на всё это виноградник принёс, по словам Исаии, «дикие ягоды» (Ис. 5:4) и подвергся Божьему осуждению (Ис. 5:5). Образы Иисуса как «истинной виноградной лозы» и Отца как «виноградаря» призваны подчеркнуть близкие отношения между Сыном и Отцом, — тема, которая звучит на протяжении всего настоящего евангелия (см. например, 5:19–30). Ранее об Иисусе уже говорилось как об «истинном хлебе», «истинном свете» и «истинном пастухе». Теперь Он предстаёт как «истинная виноградная лоза».

Стихи 2, 3. Взаимообитание Иисуса и Его учеников, о котором говорилось в 14:20 («вы во Мне, и Я в вас»), в этом отрывке выражено через образы лозы и её ветвей. Иисус — это виноградная лоза, а Его ученики — ветви, которым она даёт жизнь. Образы виноградной лозы и её ветвей передают намного более глубокие отношения, чем образы пастуха и овец (гл. 10). Если пастух заботится об овцах, то лоза даёт своим ветвям и жизнь, и силу. Вне лозы ветви обречены на гибель.

Будучи виноградарем, Отец заботится о лозе, чтобы она принесла как можно больше доброго плода. Его забота состоит в том, что (1) Он отсекает (аирей) неплодоносные ветви и (2) очищает (катаирей) те, что приносят плод. Хотя работа виноградаря подразумевает обрезку ветвей от засохших и больных частей, понятие катаирей в этом контексте шире просто технического термина и напрямую связано с «очищением» из 15:3 (катарой). В связи с этим вспоминается сказанное Иисусом в 13:10: «И вы чисты [катарой], но не все». Иуда не был чист, потому что был предателем.

Иисус сказал, что Отец удалит «всякую у Меня ветвь, не приносящую плода». Ветви, которые не приносят плод, больше не являются живыми; они мертвы. Подобно тому, как виноградарь отсекает от лозы засохшие ветви, так и Отец удаляет от Сына неплодоносные ветви. Некоторые считают, что истинный верующий не может отпасть. И хотя можно поспорить и сказать, что неплодоносные ветви никогда и не были истинными ветвями (верными верующими), Иисус дал ясно понять, что эти неплодоносные ветви были у Него («у Меня»). Суть этих слов Иисуса в том, что на лозе растут как плодоносные, так и не плодоносные ветви, которые хотя берут из неё жизнь и силу, являются пустыми и не исполняют своего предназначения.

Затем Иисус сказал, что Отец очистит «всякую [ветвь], приносящую плод… чтобы более принесла плода». Смысл виноградника в том, чтобы давать урожай; поэтому виноградарь «очищает» ветви, чтобы они «более принесли плода». Слово «очищать» служит знаком, что Иисус говорит о духовных вещах. Если неплодоносные (мёртвые) ветви полностью отсекаются, то живые ветви остаются на лозе; иначе они не смогут приносить никакого плода.

Образ очищения, вне всяких сомнений, подразумевает духовную дисциплину и наказание, которые использует Господь по отношению к Своим детям, как отец, воспитывающий своих детей. Хотя этот процесс может быть болезненным, Бог «наказывает нас… для [нашей] пользы» (Евр. 12:10). Отец желает, чтобы у Его детей была максимально плодотворная жизнь; Он желает, чтобы Его ученики приносили плод и «много плода». Плодоношение является распространённой метафорой в контексте труда верных верующих (Рим. 7:4; Кол. 1:6, 10). Иуда является примером неплодной ветви, которая была «отсечена»; примером же очищенной ветви может служить Пётр. В результате полученного им от Иисуса наказания он смог стать максимально плодотворным служителем.

Иисус сказал Своим ученикам, что они «уже очищены». Здесь использовано то же греческое слово катарой, «чисты», что и в эпизоде с омовением ног в 13:10. В том случае подчёркивалось физическое очищение с духовным подтекстом. Здесь Иисус продолжает развивать духовную параллель с тем, как виноградарь Отец очищает ветви (15:2). Иисус хотел, чтобы Его ученики знали, что Он не критиковал и не упрекал их; Он заверил их, чтоб они «уже [были] очищены».

Ученики, которые хранили «слово» Иисуса и в которых Его «слова» пребывали, уже были «очищены». «Слово» (логос) Иисуса — это всё Его послание в целом (см. 14:23); Его «слова» (рэмата) в 15:7 это те части учения Иисуса, которые Он озвучил во время Своего земного служения. И хотя ученики были очищены, они нуждались в постоянном очищении, чтобы и дальше приносить плод. Это непрерывное очищение происходит через «слово» (логос), которое говорил им Иисус и которое включает в себя, как то, что Он произносил, так и то, что Он делал. Именно посредством очистительной силы «слова» Отец и совершает очищение ветвей. Далёкий от того, чтобы упрекать этих учеников, Иисус призвал их быть бдительными и оставаться «чистыми», дабы продолжать возрастать духовно.

1 Коринфянам