В российских законах нет слова «франшиза». «Франшизный договор» тоже нет. Поэтому франшизы продают под соусами самых разных договоров — концессия, агентский, консультационный и так далее.
Если вложить миллион-другой рублей в франшизу, не понимая разницы между видами договоров, есть неиллюзорный риск этот миллион потерять. И с точки зрения закона к франчайзеру не будет никаких вопросов.
Почему так?
Смотрите, сама суть франшизы заключается в том, что одна компания дает другой право работать под своим брендом. К этому праву прилагается еще целая гора прав: право использовать инструкции и стандарты компании, их секреты производства, рекламные макеты и так далее. В наших законах такие отношения называются «коммерческая концессия».
Договор коммерческой концессии — это серьезная штука. Его не получится заключить без зарегистрированного Роспатентомтоварного знака, да и сам такой договор подлежит регистрации в Роспатенте. Все так серьезно, потому что договор дает особые права и обязанности каждой из сторон.
Но далеко не каждая франшиза в нашей стране работает по договору концессии. Расскажу, какие варианты доводилось встречать лично мне (я юрист по интеллектуальным правам).
1️⃣ Договор на оказание консультационных услуг — человек отдает деньги за то, чтобы кто-то рассказал ему о том, как делать бизнес и идти к успеху.
Прав не передают, ответственности за результат нет — считайте, что он просто купил лекции по бизнесу под соусом франшизы.
2️⃣ Агентский договор — это прикрытый словом «франшиза» найм сотрудника.
Вместо того, чтобы дать права и возможность вести самостоятельный бизнес с их помощью, человека по сути нанимают на должность регионального руководителя — например, отдела продаж. То есть где-то живет «центр», который делает всю работу, а где-то в регионе сидит «предприниматель», на которого делегирован кусочек работы с клиентом.
Получается, покупатель такой франшизы — не бизнесмен, а руководитель среднего звена, который к тому же полностью берет на себя все финансовые риски, да еще и приплачивает «паушальный взнос» сверху.
3️⃣ Лицензионный договор на ноу-хау — тут человек платит за то, что ему раскрывают некие секреты производства и разрешают их использовать.
Пока не заплатишь, не узнаешь секрет, а после того как заплатишь и узнаешь, уже не сможешь вернуть деньги назад — секрет-то тебе раскрыли. Если секрет на проверку окажется парочкой корявых экселек — это будут проблемы «покупателя».
4️⃣ Договор комплексной предпринимательской лицензии — это может быть все, что угодно.
Под комплексной лицензией может скрываться и концессия, и лицензия на ноу-хау, и вообще все что угодно. Наш закон такой вид договора отдельно не выделяет.
Обычно такой договор заключают франшизы, которые по каким-то причинам не хотят брать на себя обязательства, которые накладывает договор концессии. Прежде чем подписывать такой договор, стоит выяснить, что это за причины.
Итого:
❌ Если собираетесь покупать франшизу, то договор консультационный, агентский и лицензионный на ноу-хау — это не ваш друг.
✅ Договор коммерческой концессии — это то, что уже можно брать в руки. И вычитывать, вычитывать, вычитывать.
По договору коммерческой концессии тоже оказывают консультационные услуги, договариваются о продажах и дают права на использование секретов.
Но разница в том, что концессия — это огромная картина, которая описывает весь-весь бизнес. А консультации, продажи и секреты — это просто три маленьких кусочка от этой картины.
Если вам полезны такие штуки как в этом посте — у меня есть небольшой телеграм-канал «Клуб правообладателей». Там мои рабочие заметки для предпринимателей и авторов о том, как грамотно пользоваться авторскими правами, товарными знаками и патентами. Рекламы нет, канал маленький, зато уютный — заходите, если интересно. А вот мои прошлые пикабу-разборы по авторским правам в тему: Они «запатентовали» на себя обычное слово, а потом потребовали с нас пять миллионов рублей. Вот что было дальше 15 миллионов рублей за нарушение прав на дизайн: как американская компания против нашей судилась История одного суда: как арт-директор уволился из дизайн-студии, открыл свою, а потом поплатился за это Не дайте себя обмануть: «регистрация» авторских прав.