Найти в Дзене

10 простых и занимательных игр для развития речи ребёнка от 5 до 7 лет

Оглавление

Игра – это весело, радостно и полезно!

Часто игры используются именно для того, чтобы человеку было легко осваивать то, что считается трудным.

Фото из личного архива автора
Фото из личного архива автора

Если будете долго и нудно что-то объяснять, малыш и слушать не станет. А если произнести эти два волшебных слова: «Давай поиграем!» - всё, ребёнок навеки Ваш, его вниманием можно завладеть надолго, если, конечно, будет интересно.

Родители, пользуйтесь этим временем, когда игра творит волшебство!

Предлагаю несколько речевых игр для развития и совершенствования всех компонентов речи, необходимых для готовности к школьному обучению:

1. Для обогащения, уточнения и расширения словаря:

«Будь внимательным!» - взрослый называет ребёнку ряд слов «пальто, плащ, ботинки, свитер, сапоги, босоножки, блузка…», ребёнок должен слушать внимательно и хлопнуть в ладоши, когда услышит слово обозначающее обувь (одежду). Важно: если ребёнок ошибается, не зная значения слова или путает с другим, необходимо ему объяснить, что обозначает это слово и в чём различие.

«Отгадай-ка» - родитель называет части предмета: макушка, корень, ствол, ветки, листья - ребёнок угадывает название предмета. Потом меняетесь ролями, ребёнок загадывает предмет. Правило: нельзя сразу выкрикивать, обязательно надо дослушать до конца, чтобы правильно отгадать предмет.

«Какое блюдо из…?» - мама или папа (бабушка, дедушка) говорит: «Каша из молока какая?» - «Молочная!», - отвечает ребёнок. Котлета из мяса – мясная, начинка из яблока – яблочная, варенье из слив – сливовое (дети обычно говорят «сливочное»). В этой игре дети часто образовывают смешные слова, но исправляя свои ошибки, маленькие грамотеи совершенствуют навык словообразования - образование относительных прилагательных. На фоне часто употребляемых слов давайте ребёнку малознакомые, редко употребляемые. Если есть под руками мяч, то игра окажется ещё эмоциональнее.

2. Для улучшения переработки слуховой информации и совершенствования фонематического слуха:

Фонематический слух – это способность различать фонемы, то есть такие звуки речи, от которых зависит смысл слов жар-шар, дочка-точка, бочка-почка.

«Придумай 5 слов на звук (м, н, л, р)» - взрослый задаёт звук, например, «м», а ребёнок хлопает в ладоши и говорит: «Малина – раз, матрёшка – два» и так до пяти.

«Я знаю пять названий фруктов на звук «а» - по принципу предыдущей игры.

«У кого слух лучше?» - взрослый называет какой-либо звук (с,з,ш) и предлагает ребёнку хлопнуть в ладоши (топнуть ногой, подпрыгнуть, поднять руку), когда услышит слово с заданным звуком. Важно: взрослый произносит слова чётко и понятно.

«Сколько слов начинается на «со»?» - можно поиграть на время, сколько слов ребёнок назовёт за одну минуту. «На старт, внимание!», - «сок, сон, сом, совы, сор, сода». Слова, конечно, же могут быть разные, но обязательно с ударением на «О». Важно: гласный звук должен быть под ударением, то есть слово «собака» не подходит, потому что говорим «сабака».

3. Для проработки грамматических умений и тренировки связных высказываний:

«Повтори и дополни предложение» - взрослый предлагает ребёнку продолжить начатое им предложение, подбирая нужные по смыслу слова. Например, взрослый говорит: «Рыжая», ребёнок добавляет «Рыжая лиса», затем снова родитель – «Рыжая лиса живёт», ребёнок – «Рыжая лиса живёт в», взрослый – «Рыжая лиса живёт в лесу (норе)». Важно: предложение можно начинать с любой части речи, даже с предлога.

«Угадай, что это?» - мама или папа называют только прилагательные, по которым ребёнок должен угадать загаданный предмет. Например, круглые, разноцветные, летящие, резиновые, воздушные -? Если сын или дочка правильно угадал-угадала предмет, то ход переходит ребёнку.

«Закончи предложение» - ведущий начинает предложение: «На улице большая лужа, потому что …», игрок или игроки продолжают: «На улице большая лужа, потому что шёл проливной дождь (растаял сугроб, снег, лёд)». Мотивируйте ребёнка на несколько вариантов ответа, стимулируйте вопросами: «Почему?», «Если бы…?», «Может быть?». Учите размышлять и устанавливать причинно-следственные связи.

Играть можно в любое удобное для Вас время и в любом подходящем для игры месте. Важно, чтобы в окружении Вас и ребёнка было не шумно и маленький человечек находился в хорошем настроении. Создавайте положительный эмоциональный настрой, предлагайте условия соревнования и обязательно поддерживайте мотивацию ребёнка похвалой!

Друзья, благодарю Вас за лайк и подписку!