Найти в Дзене
Pro Катастрофы

Гибель подводной лодки Курск: причины, хронология и последствия

Оглавление


О катастрофе

12 августа 2000 года на учениях в Баренцевом море затонула атомная подводная лодка К-141 "Курск". Не выжил никто из 118 человек, которые находились на ее борту. Это была самая страшная катастрофа в истории российского подводного флота, которая вызвала большой общественный резонанс и международное внимание. В этой статье мы расскажем о причинах, хронологии и последствиях гибели "Курска".

К-141

"Курск" был одним из самых современных и мощных кораблей российского флота. Он принадлежал к проекту 949А "Антей" и был вооружен 24 крылатыми ракетами П-700 "Гранит", способными поражать надводные цели на расстоянии до 550 км. Кроме того, он имел в своем арсенале 24 торпеды различных типов, в том числе практические, то есть без боевой части.

Последнее фото экипажа "Курска"
Последнее фото экипажа "Курска"


Причины и хронология

По официальной версии следствия, основной причиной гибели "Курска" стал производственный дефект торпеды 65-76 ПВ "Кит", которая взорвалась в четвертом торпедном аппарате подлодки во время подготовки к стрельбе по условному противнику. В результате первого взрыва подлодка резко опустилась на дно, на глубину 108 метров. Там произошел второй, более мощный взрыв, около 5 тонн в тротиловом эквиваленте, который уничтожил всю носовую часть субмарины. Сдетонировали около десяти боевых торпед. Большинство членов экипажа в отсеках с первого по третий погибли сразу или в течение считанных минут. Выжившие 23 человека собрались в девятом отсеке, где пытались установить связь с поверхностью и ждали помощи.


Версии и гипотезы

Эта версия была подтверждена экспертизами и свидетельствами очевидцев. Однако существуют и другие гипотезы, которые не получили официального признания, но продолжают обсуждаться в общественности и СМИ.

- Одна из них - столкновение "Курска" с натовской подводной лодкой, которая якобы следила за российскими учениями и не сумела избежать контакта с "Курском". Эту версию выдвигали некоторые высокопоставленные офицеры ВМФ, в том числе бывший командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов. Он утверждал, что знает даже название иностранной субмарины, но не может опубликовать доказательства, подтверждающие его слова.

- Другая гипотеза - ошибка экипажа "Курска", который мог допустить нарушение правил безопасности при обращении с торпедами или маневрировании подлодки. Эту версию опровергали как руководство флота, так и родственники погибших моряков.

-3

Спасательная операция


Спасательная операция началась с большим опозданием и сопровождалась рядом проблем и ошибок. Первый спасательный корабль прибыл на место аварии только через сутки после катастрофы. Российские спасатели не смогли пробиться к люку подлодки из-за плохой погоды, неисправности оборудования и сложности работы на большой глубине. Российское командование долго отказывалось принимать помощь от иностранных специалистов, ссылаясь на секретность объекта и национальное достоинство. Только 16 августа были приняты предложения от Великобритании и Норвегии о направлении своих спасательных судов и подводных аппаратов.

Иностранные спасатели прибыли на место 19 августа и сразу же обнаружили, что все люки подлодки заблокированы обломками и невозможно пристыковаться к ним. Они также подтвердили, что внутри лодки нет признаков жизни. 21 августа российское командование официально объявило о гибели всего экипажа Курска.

Спасательная операция по спасению экипажа подводной лодки Курск стала предметом жесткой критики со стороны общественности, СМИ и родственников погибших моряков.

-4