Нередко нам приходится решать задачи с несколькими неизвестными: как мотивировать кого-то работать лучше. При этом, конечно, хотелось бы, чтобы такое стимулирование не сильно било по карману и не становилось бы единственным аргументом в пользу эффективной работы. Ну и разумеется ценный кадр не должен уйти в другое место. Где та золотая середина? Найти ее поможет объективная система KPI, или по-русски ключевые показатели эффективности (КПЭ).
Система KPI призвана решать следующие задачи:
- Мотивировать каждого сотрудника лучше выполнять свои обязанности. При этом понятие «лучше» должно быть выражено в конкретных показателях. Для каждого подразделения они свои. Например, процент увеличения продаж, количество закрытых сделок, показатель текучки кадров, размер среднего чека и пр.
- Наглядно показывать результативность труда каждого подразделения и каждого сотрудника по отдельности
- Сделать систему оплаты труда, особенно ее мотивационной части, прозрачной и зависимой от конкретных результатов
- Выстроить в компании четкую систему, когда каждый член команды знает свой круг обязанностей и хорошо его выполняет. Возможно, стоит организовать обучение
Предпринимателю важно понимать, что внедрение системы – процесс небыстрый, и запастись терпением. Он требует подготовки, особенно когда у компании есть устоявшаяся годами команда. Существенно проще делать это в новых филиалах или подразделениях, когда уже есть понимание, что и как надо требовать с сотрудников, и набирать новый персонал под определенные условия.
Запускать систему KPI в стартапах не рекомендуется, т.к. на этом этапе у бизнеса совершенно иные задачи. Кроме того, внедрение системы мотивации на основе личных достижений требует оцифровки бизнеса – как минимум, необходимо использовать CRM-систему. Иначе контролировать показатели будет сложно.
Основные принципы внедрения KPI в компании:
- Определить стратегические цели
- Распределить обязанности
- Исходя из стратегических целей, сформулировать KPI для каждого сотрудника и подразделения
- Определить систему мотивации, направленную на выполнение ключевых показателей
- Разъяснить сотрудникам стратегические цели и плюсы внедрения системы KPI
- KPI должны быть понятны, достижимы, но требовать усилий со стороны сотрудников. Слишком легкие или сложные показатели демотивируют
ФОТО
Особенно важно суметь донести важность внедрения KPI, показать личную выгоду, возможность больше заработать. Ну и, конечно, не стоит забывать про эффективное управление персоналом.