6 апреля исполняется 115 лет со дня рождения Евгении Николаевны Студенецкой – признанного отечественного этнографа-кавказоведа, проработавшего в стенах нашего музея более 50 лет.
Значимость научного наследия Евгении Николаевны еще ждет своей оценки, но уже сейчас можно сказать, что многие ее размышления об особенностях музейной работы и изучении материальной культуры звучат удивительно актуально на фоне резко возросшего в последнее время интереса к музейным исследованиям.
Так, примерно 40 лет назад она в своих мемуарах писала:
«Работа музейного работника очень увлекательна. Вопреки многим обывательским представлениям о том, что музей такое место, как бы созданное для отдыха пенсионеров, наша работа очень напряженная и разнообразная. Специфика его заключается в том, что невозможно работать “по порядку” – кончить одну работу и начать другую. Очень часто работа идет параллельно по нескольким руслам. Основные из них – экспедиционно-собирательская работа, музейно-хранительская экспозиционная, научно-просветительская (экскурсии, лекции) и научная работа, являющаяся основной всех-всех остальных видов музейной деятельности. При этом у музейного работника есть специфика, заключающаяся в том, что он должен изучать не только явления жизни исследуемого народа, но и познавать, “читать” вещи, в которых отразились культура того или иного народа и того или иного времени. “Чтение” вещи включает в себя внимательнейшее рассмотрение предмета, выяснение истории его создания, способов изготовления и употребления, периода, места и среды бытования, обусловленности формы, характера декора, орнамента и т.п. Вещь, особенно этнографическая, всегда многозначна, и надо выявить все ее значения. Например цепь для подвешивания котла над очагом у народов Северного Кавказа это не только предмет утвари, необходимый в доме, результат труда мастера-кузнеца, но и предмет почитания, вместилище божества-покровителя дома, символ семейной общины, рода; предмет связанный с рядом обрядов не только религиозных, но и социальных, часто предмет искусства. Вместе с тем это и образ – образ связи людей и времен. (…) В работе над вещью есть нечто вроде “музейного детектива” и это очень увлекательно».
Примером такого «чтения» вещей и подхода и итогом десятилетий работы Евгении Николаевны в целом, является монография Студенецкой «Одежда народов Северного Кавказа. XVIII–XX вв.». Эта книга стала для кавказоведов, этнографов, историков костюма и реконструкторов не просто классикой, а своего рода азбукой.