Найти тему

Научное наследие Евгении Студенецкой

6 апреля исполняется 115 лет со дня рождения Евгении Николаевны Студенецкой – признанного отечественного этнографа-кавказоведа, проработавшего в стенах нашего музея более 50 лет.

Значимость научного наследия Евгении Николаевны еще ждет своей оценки, но уже сейчас можно сказать, что многие ее размышления об особенностях музейной работы и изучении материальной культуры звучат удивительно актуально на фоне резко возросшего в последнее время интереса к музейным исследованиям.

Евгения Николаевны Студенецкая. Карачай. 1934 г. Фотография из личного архива сотрудника РЭМ.
Евгения Николаевны Студенецкая. Карачай. 1934 г. Фотография из личного архива сотрудника РЭМ.

Так, примерно 40 лет назад она в своих мемуарах писала:

«Работа музейного работника очень увлекательна. Вопреки многим обывательским представлениям о том, что музей такое место, как бы созданное для отдыха пенсионеров, наша работа очень напряженная и разнообразная. Специфика его заключается в том, что невозможно работать “по порядку” – кончить одну работу и начать другую. Очень часто работа идет параллельно по нескольким руслам. Основные из них – экспедиционно-собирательская работа, музейно-хранительская экспозиционная, научно-просветительская (экскурсии, лекции) и научная работа, являющаяся основной всех-всех остальных видов музейной деятельности. При этом у музейного работника есть специфика, заключающаяся в том, что он должен изучать не только явления жизни исследуемого народа, но и познавать, “читать” вещи, в которых отразились культура того или иного народа и того или иного времени. “Чтение” вещи включает в себя внимательнейшее рассмотрение предмета, выяснение истории его создания, способов изготовления и употребления, периода, места и среды бытования, обусловленности формы, характера декора, орнамента и т.п. Вещь, особенно этнографическая, всегда многозначна, и надо выявить все ее значения. Например цепь для подвешивания котла над очагом у народов Северного Кавказа это не только предмет утвари, необходимый в доме, результат труда мастера-кузнеца, но и предмет почитания, вместилище божества-покровителя дома, символ семейной общины, рода; предмет связанный с рядом обрядов не только религиозных, но и социальных, часто предмет искусства. Вместе с тем это и образ – образ связи людей и времен. (…) В работе над вещью есть нечто вроде “музейного детектива” и это очень увлекательно».

Примером такого «чтения» вещей и подхода и итогом десятилетий работы Евгении Николаевны в целом, является монография Студенецкой «Одежда народов Северного Кавказа. XVIII–XX вв.». Эта книга стала для кавказоведов, этнографов, историков костюма и реконструкторов не просто классикой, а своего рода азбукой.

Студенецкая Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа. XVIII–XX вв. / Отв. ред. Г.А. Сергеева. М.: Наука, 1989.
Студенецкая Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа. XVIII–XX вв. / Отв. ред. Г.А. Сергеева. М.: Наука, 1989.