«“Я видел в Кубачи…”: народ одного аула» Подарочное панно выполнено в технике гравировки по серебру, чернения, чеканки, филиграни, позолоты. Оно содержит текст постановления Всероссийского центрального исполнительного комитета от 20 января 1921 года об образовании Дагестанской Автономной Социалистической Советской Республики. Панно выполнено в 1935 году. Тыльная сторона изделия изготовлена из никелированной меди, а остальные части – из серебра общим весом 2,5 кг. Панно состоит из 23 отдельных элементов, выполненных и смонтированных Ника Магомедовым и художественно обработанных Хаджи Муратом Ганиевым. Детали соединены посредством 78 серебряных гвоздиков. Работа велась обоими мастерами в течение шести месяцев. В разработке общей композиции также принимал участие Муэтдин-Араби Джемал – один из основоположников изобразительного искусства Дагестана. Прочитать надпись и рассмотреть панно можно на выставке «“Я видел в Кубачи…”: народ одного аула»! Партнер выставки — Национальный музей РД им. А.Тахо-Годи.
Российский этнографический музей
13,6 тыс
подписчиков
Народы России в центре Санкт-Петербурга. Российский этнографический музей – один из крупнейших этнографических музеев мира, здесь хранятся памятники по 157 народам и этнографическим группам России и сопредельных стран.
Кость или нечто большее? Архаичная детская игрушка Игрушки, сделанные из косточек или зубов животных, считаются одним из самых архаичных видов детских игрушек. Подобных «оленей» делали из таранной кости этого животного. В этом случае маленькая часть (кусочек шкурки, зуб или кость) в воображении ребенка становилась целым. Дети выстраивали их в ряд, сооружали из щепок нарты и играли в перекочевку. На фотографии: игрушка.Эвенки. Якутская АССР, Оленекский р-н. 1980-е гг.
«Тофалары. Затерянные в Саянах»: женская сумочка для рукоделия «унчжиек» Сшита из шкурок с ног оленя шерстью наружу. Верх надставлен полосой оленьей замши. По периметру в нижней части этой детали вшита ровдужная бахрома и низки фарфоровых и стеклянных бусин, завершающиеся медными китайскими монетами разного достоинства династии Цин (1644-1912 гг.) периодов Шуньчжи (1644-1661 гг.), Кан си (1662-1722 гг.), Юн чжэн (1722-1735 гг.), Цянь лун (1736-1795 гг.), Цзяцин (1796-1820 гг.) и Дао гуан (1821-1850 гг.). Подобные женские и мужские сумочки имелись в каждой семье. Женщины хранили в них наперстки, иголки в игольниках, нитки, бисер, стеклярус, мужчины – различные мелкие инструменты. Монеты в данном случае несли вторичную функцию. Они были элементом декора, имели обережное значение, являлись, будучи предметом импорта, престижным элементом. Китайские монеты довольно широко использовались тофаларами при отделке и других предметов быта, таких, как кисеты, чехлы для трубок, а также культовых принадлежностей, например, шаманских бубнов. Этот факт говорит о некогда широком бытовании китайских монет на территории Южной Сибири, контактах, взаимовлияниях и товарообмене в регионе. Информационный партнер выставки – проект «Окно в Россию».
Солдатская ложка Во время Первой мировой войны ложка для солдата была не только столовым прибором, но также способом самовыражения, презентации себя другим людям во время общего приема пищи. Их покупали или самостоятельно изготавливали из дерева или металла и покрывали надписями, декорировали орнаментом, изображениями солдатского быта, полковой символики и др. В случае гибели солдата подписанная ложка в голенище сапога помогала его опознать. Такие приборы бережно хранились в семьях на память о военной службе. Давайте рассмотрим декор солдатской ложки, поступившей в собрание Российского этнографического музея в 1960-м году от ленинградского востоковеда и библиотекаря Андрея Кирилловича Богданова (1902 — 1963). На внутренней стороне ложки выжжено изображение ополченческого креста (нагрудного наградного знака) с надписью «За веру, царя и отечество» и вензелем Николая Второго по центру. Под крестом написано «308 п.Д», что, вероятно, означает службу солдата в 308-й пешей Петроградской дружине государственного ополчения. Вокруг располагается надпись «Провожали девки молодца — голосили провожаючи», отсылающая к народному обычаю причитать на проводах солдата («рекрута») в армию. По краю черпака — раскрашенная орнаментальная полоса из рыб и растений. На внешней стороне ложки изображена сестра милосердия, поддерживающая раненого солдата. Данный сюжет взят с открытки «Приятель в нужде», издаваемой комитетом Красного Креста во время Первой мировой войны. Над изображением стоит дата: «лета 1915», вокруг него – раскрашенная орнаментальная полоса из птиц и растений. На черенке с одной стороны выжжена надпись «Ратник 4 роты», с другой — шестилучевые звезды. Коковка ложки украшена елочным орнаментом.
«Тофалары. Затерянные в Саянах» Кто такие тофалары, где они обитают и каково их самобытное ремесло? Начнем раскрывать эти тайны в серии наших публикаций, а полностью погрузиться в их мир вы сможете на выставке, открывающейся 11 декабря! Информационный партнер выставки – проект «Окно в Россию».
Давайте рассмотрим головной убор, который напоминает о прошедшем лете. Эту шапку можно носить в тёплую погоду, ведь её конусообразная форма позволяет спрятать лицо в тени от палящего солнца. Шапка из бересты украшена черным орнаментом, покрывающим всю её поверхность. Такой головной убор носили как женщины, так и мужчины. На фото: шляпа народа нивхи. Приморская область. Начало ХХ в.
«“Я видел в Кубачи…”: народ одного аула» Кувшин для воды мучал имеет оригинальную форму, характерную исключительно для Кубачи. На его изготовление в медно-чеканной мастерской уходило восемь дней летом и двенадцать – зимой. Сначала мастер выколачивал из листа меди заготовку, затем изготавливал отдельные части нужной формы, соединял их заклёпками и наносил чеканный узор. В Кубачи существует предание, которое гласит, что когда князь Аргутинский с русскими войсками подошёл к селу, один старик посоветовал каждому хозяину поставить на плоскую крышу своего дома мучал, уложив его горизонтально и направив горлышком в сторону противника. Аргутинский принял их за пушки и отвёл войско. Аналогичный сюжет о мучалах, принятых врагом за пушки, встречается и в кубачинских преданиях о наступлении персидского Надир-шаха. Партнер выставки – Национальный музей Республики Дагестан им. А. Тахо-Годи.
Погружаемся в историю через архивные фото! На снимке молодая женщина-сето в традиционном костюме для «малых праздников» (воскресных дней, посещения церкви, поездок в гости) вместе с дочерью, которая одета в красивое городское платье, украшенное у ворота брошкой из монет «царского времени» (местная хронология). Такие брошки стали модными в Печорском крае после революции 1917 года, когда деньги Российской империи обесценились. Среди шейно-нагрудных украшений, надетых молодой матерью следует отметить, так называемое, «ожерелье с пуговицами» (сето: непсега кээди – nöpsega keedi), изготовленное еще в XIX веке, доказательством чего могут служит шаровидные подвески («пуговицы»), нижние полушария которых декорированные сканью, работы русских (скорее всего, псковских) ювелиров. В «эстонское время» (народная хронология) подобные подвески уже не изготавливали. Негатив: Женщина в праздничном народном костюме с дочерью. Сето (сету). Эстонская республика, Печорский уезд, г. Печоры. Изучить альбом «Печорский край. Фотопортреты 1920–1970-х годов. Из собрания Б.А. Лейса».
Кубачи и кубачинцы: музейная история антиквара, ювелира Саида Магомедова Представляем вашему вниманию альбом, посвященный кубачинскому мастеру, художнику и продавцу антиквариата, внесшему большой вклад в формирование дагестанских коллекций Российского этнографического музея. Он с детства обучался гравировальному делу и с 14 лет стал работать по найму сначала подмастерьем, а потом мастером-ювелиром и оружейником в мастерских кубачинцев, лакцев и армян в городах Кавказа и Украины. Получить представление об искусстве мастера позволяют рисунки его работ по металлу, хранящиеся в разных музеях России и, в частности, в Российском этнографическом музее. Часть работ Саида Магомедова будет представлена на выставке, партнером которой выступает Национальный музей Республики Дагестан им. А. Тахо-Годи. Изучить альбом «Саид Магомедов - кубачинский художник и антиквар».
«“Я видел в Кубачи…”: народ одного аула» Медный сосуд нукнус в виде ведерка бытовал исключительно в Кубачи. Его изготавливали местные чеканщики. Облик этого предмета – результат синтеза заимствованных и местных художественных традиций. Прототипом его формы считается полое основание ближневосточных медных светильников, отдельные экземпляры которых попадали в Кубачи. Мастера, просто перевернув основание светильника вверх дном, получили новый вид сосуда, дизайн которого стали воспроизводить в специальном изделии. Нукнусы обязательно входили в приданое невесты, причем их число непременно должно было быть четным (в зависимости от благосостояния невесты – от четырех до двенадцати). Когда их несли в дом жениха, то наполняли мукой, сахаром и медом. Богатые невесты клали в нукнусы свои украшения – массивные кольца и браслеты. После свадьбы сосуды помещали на верхнюю полку в парадной комнате, где они становились украшением дома, символом достатка и семейного благополучия. Считалось, что медная посуда должна быть хорошо начищена, поскольку злые духи боятся ее блеска. Партнер выставки – Национальный музей Республики Дагестан им. А. Тахо-Годи.
Сапоги славные, дела справные Давайте рассмотрим обувь, приобретенную Самуилом Дудиным во время экспедиции 1902 года. Такие сапоги носили зимой чиновники и богатые горожане, что видно по их внешнему виду и яркой вышивке. Орнаментированы в технике «гулдузи». Подбиты внутри белой мерлушкой (шкурка ягненка). Сапоги мужские «Муза» можно рассмотреть в альбоме «Золотое шитье Бухары».
Я видел в Кубачи, и не однажды, Как на очки ещё надев очки, Дойти до совершенства мастер жаждет, Тончайшие наметив завитки 21 ноября в Российском этнографическом музее откроется выставка «“Я видел в Кубачи…”: народ одного аула». Совместно с Национальным музеем Республики Дагестан им. А. Тахо-Годи мы представим экспозицию, раскрывающую самобытную культуру кубачинцев. Что же делает их традиции столь особенными? Выставка станет настоящим открытием для всех: детей, взрослых, художников, мастеров и ценителей кавказской и восточной культуры.