Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

Зарубежные фильмы 1980/1981 года: обзор в «Советском экране»

Глория
Глория

«Фильм из ФРГ «Детское воскресение»» (режиссер Майкл Верховен). Неторопливое, но внутренне напряженное повествование переносит нас в Германию тридцатых годов, показывает, как постепенно, все более набирая силу, разрастается скверна фашизма. Происходящее мы постигаем глазами девочки-подростка Элси (актриса Нора Барнер) из мелкобуржуазной семьи, видящей сначала безмятежное неверие окружающих в возможность войны, а потом становящейся свидетельницей трагедий, с нею связанных.

В финале Элси в гневе поднимает руку с зажатыми в ней портняжными ножницами на недобитого фашистского генерала. Но ее обезоруживают, успокаивают, усаживают за общий стол. Кажется, ничего не было, ничего не случилось и все начинается сначала! Финал звучит как предостережение тем, кто сегодня недооценивает живучесть фашистской заразы.

Интересный замысел лежит в основе итальянского фильма режиссера Паоло Пьетранджели «Дни лебединой песни»» Не лишенный черт сугубо коммерческого кино, фильм исследует сегодняшнюю судьбу молодых бунтарей середины и конца шестидесятых годов, так и не нашедших реального продолжения для своих бунтарских амбиций. Сегодня они. сорокалетние (их представитель—главный герой ленты — талантливый певец, которого играет сам режиссер), горестно оглядываются вокруг, осознавая, что ничего в этом мире не изменилось, и трагически переживают пропасть взаимонепонимания с теми, кому нынче двадцать. Фильм пессимистичен, безысходен по своей тональности, но, несомненно, любопытен трезвой постановкой проблемы. …

Швейцарский фильм «Последний поезд»» — натужная попытка выдать за нечто значительное историю взаимоотношений девочки и взрослого мужчины, которых сблизило общее несчастье—они оказались свидетелями убийства, к которому герой фильма непричастен. Тем не менее его преследуют, а единственный свидетель, хоть как-то могущий облегчить участь героя, — его маленькая спутница, привязанность которой к себе ему так и не удается сохранить;

изысканно-претенциозная по формам кинематографических изъяснений лента из Дании «Сквозь зеркало» (режиссер Стиг Бьеркман), действие которой развивается в двух комнатах, где выясняют отношения три человека: жена, муж и любовник. Изредка они скандалят друг с другом Но не очень. Каждый все-таки стремится понять другого...

Фильм «Венецианские враки» (Италия, режиссер Стефано Ролла), тепло, с юмором рассказывающий о хитроумном подростке, втершемся в семью бездетной пары, которая его полюбила и которая благодарна ему за несколько недель родительского счастья.

И лента «Манганини» из Австралии (режиссер Джон Хони), посвященная дружбе маленькой белой девочки и пожилой женщины из племени аборигенов. Этот фильм не отмечен изысками и открытиями, но согрет благородным чувством, вниманием к судьбе тех, кого в середине прошлого века подвергли гонениям и издевательствам английские колонизаторы. …

Фильм «Глория» — очередная версия о благородном убийце, в данном случае им оказывается женщина, представительница мафии, обуреваемая сентиментальной привязанностью к мальчику, который должен погибнуть, преследуемый ее собственной шайкой. В результате — горы трупов (Глория стреляет без промаха!), и мальчик — жив. Тут удивляться нечему—перед нами очередной образчик стереотипной, не отмеченной даже искрой таланта буржуазной, в данном случае американской, кинопродукции.

А вот фильм французского режиссера Клода Бернара-Обера «Шарль Браво» не может не вызвать активного протеста.

Вернувшись памятью к последним дням, часам и даже минутам пребывания французских колонизаторов во Вьетнаме, режиссер пытается как бы ревизовать не столько политические (что было бы просто глупо сегодня!), сколько нравственные итоги той войны — империалистической, колониальной. с одной стороны, и народной, освободительной— с другой.

Живописуя страдания кучки головорезов, одетых в хаки, а с ними и белокурой девушки из медичек, режиссер пытается склонить симпатии зрителей на их сторону. Партизаны-де и жестоки до бессмысленности, и ловушки расставляют и капканы, и стреляют почему-то из-за каждого куста На один только вопрос не пытается ответить создатель этой ленты: кто приглашал этот летучий отряд живодеров на чужую землю, что им здесь надо, почему им не сиделось дома?.. Безнадежны попытки переоценить и переосмыслить то. на что история давно дала свой четкий, ясный и окончательный ответ.

Поспорить с исторической очевидностью вознамерился и режиссер Н. Шиллинг из ФРГ своим фильмом «Репортаж Вилли Буша».

Начинает он его ни много ни мало как с хроники Ялтинской конференции руководителей трех союзных держав и высказывает сожаление по поводу решений, которые там были приняты.

Перебросив действие в наши дни, режиссер делает зрителей соучастниками подсматривания и подслушивания за тем, что происходит вдоль границы, разделяющей ныне два самостоятельных немецких государства.

Брат и сестра, владельцы чахнущей газетенки «Верра Пост», прилагают неимоверные усилия, чтобы поднять ее тираж.

Первая акция, к которой они прибегают — публикация сенсационного сообщения: оказывается, некогда мэром этого тихого городка был сам Геббельс. Носясь по дорогам в автомобильчике имеющем форму кабины от военного истребителя. Вилли Буш. обуреваемый реваншистскими мечтами, находит полусумасшедшего бывшего солдата, который вслух бредит о величии прежних времен, обнаруживает девочку, которая сомнамбулически проповедует козам в поле идеи пересмотра границ в Европе, нападает на след шпионов, которые, оказывается, кишмя кишат в заштатном городке, — и все это, конечно, становится основой для новых и новых публикаций в газете...» (Орлов Д. Дни Дели // Советский экран. 1981. 6: 16-18).