Найти в Дзене
РГСУ LIFE

Научный полк: Николай Николаевич Собколов

Николай Николаевич Собколов - Герой бригады подводных лодок Краснознаменного Балтийского флота

Есть две глобальные причины, по которым мы больше говорим об успехах Красной Армии в годы Великой Отечественной войны, нежели о заслугах флота. Первая – сухопутные войска были куда более многочисленными, они же и переломили хребет немецкой военной машине; вторая – флот в годы войны играл, в основном, оборонительную и вспомогательную роли. На протяжении веков наша страна в большей степени развивалась как сухопутная держава. С флотом все обстояло сложнее: в годы обеих мировых войн Балтийский флот, как правило, сосредотачивался на трех взаимосвязанных задачах: защита нашего побережья с моря; атака морских коммуникаций противника; содействие десантом или снабжением наступающим сухопутным войскам. Но это совсем не отменяет доблести и героизма советских моряков, а равным образом и тех, кто ими руководил. К числу таковых можно отнести героя нашего очерка Николая Николаевича Собколова.

Николай Собколов родился в 1909 году, член ВКП(б) с 1932 года. Был участником Советско-финской войны 1939–1940 гг. и Великой Отечественной, в ходе которой находился в политотделе бригады подводных лодок Краснознаменного Балтийского флота. С 1945 года – заместитель начальника политотдела. Орден Отечественной войны I степени Николай Николаевич Собколов получил в 1945 году. Из наградного листа: «За период Отечественной войны, находясь на ряде ответственных должностей в политотделе бригады подводных лодок, провел большую работу по обеспечению активной боевой деятельности личного состава. В трудных условиях перебазирования подводных лодок в порты Финляндии и отсутствия начальника политотдела умело возглавил работу по политическому обеспечению боевой деятельности лодок. В период с октября 1944 года по февраль 1945 года личный состав подводных лодок потопил более 40 кораблей и транспортов противника».

Казалось бы, очередной пример, когда сотрудник политических органов получает награду не за личный героизм, а за успешную работу подчиненного коллектива. Но, зато, какую работу! На начало войны на Балтийском флоте были 42 подводные лодки (не считая учебных), которые вскоре свели в одну бригаду. Уже с 22 июня 1941 года бригада начала разворачиваться, а спустя три дня 15 из лодок уже атаковали коммуникации противника. 19 июля 1941 года подводная лодка «С-11» у Паланги торпедировала вражеское судно-сетепрорыватель.

Быстрый захват врагом прибалтийских портов, включая базу Балтфлота в Таллине, заставил наш флот – надводный и подводный – прорываться в Ленинград. Участником этих событий был Николай Николаевич Собколов, на тот момент старший политрук подлодки «Лембит» (построенная на британских верфях по заказу эстонского правительства, она в 1940 году в составе Вооруженных Сил Эстонии вошла в состав нашего флота). Ее командиром стал в конце августа легендарный подводник Алексей Михайлович Матиясевич, который в годы войны, по некоторым подсчетам, потопил 21 вражеское судно.

Мелководность Финского залива, где противник начал устанавливать мины и противолодочные заграждения, мешал активным действиям советского военно-морского флота. В октябре советская подлодка «Щ-323» прорвалась в Балтийское море и потопила немецкое транспортное судно «Балтенланд». Всего в 1941 году бригада подводных лодок Балтфлота уничтожила 5 транспортов, 2 танкера и подводную лодку противника. И это не считая выставления минных заграждений (подлодка «Лембит», где служил Собколов, отличилась в этом деле), защиты Ленинграда от атак с моря и даже – пусть и ограниченной – огневой поддержки с подводных лодок наземным частям Красной Армии!

В 1942 году немцы установили серьезные минные и подводные проволочные заграждения, мешавшие советским подлодкам выйти из Финского залива. Это сократило, но не прекратило нашу активность. Например, подлодка «Щ-317» в июне вышла в Балтийское море. Примерно месяц с ней не было никакой связи: она специально молчала, дабы не обнаружить себя. За это время, израсходовав все торпеды, она потопила 5 кораблей врага, но и сама погибла, подорвавшись на мине во время возвращения на базу. Всего подводные лодки уничтожили в 1942 году 48 транспортов противника.

На начало 1944 года у Советского Союза на Балтике оставалось только 18 боеспособных лодок! Правда, еще 8 были законсервированы, а 8 достраивались. Ситуация стала меняться со снятием блокады Ленинграда в начале года и выходом из войны Финляндии осенью. По итогам переговоров бывший немецкий союзник предоставил возможность нашим кораблям и подводным лодкам обходить минные заграждения через свои воды, а также пользоваться финскими портами для базирования. Теперь уже наши подводные лодки активно действовали на коммуникациях противника, выставляя мины и уничтожая торпедами корабли у немецких портов Мемель, Данциг и Любек. Так, в октябре 1944 года подложка «Щ-307» потопила четыре транспортника противника. Значимость этих действий увеличивалась по мере того, как осенью 1944 – зимой 1945 года Красная Армия отсекала от основной территории Германии крупные немецкие группировки (в Латвии и Восточной Пруссии), прижатые к Балтийскому морю. Снабжать или эвакуировать их было возможно только морем. За три последних месяца 1944 года наши подводные лодки потопили 33 транспорта противника. Еще 26 были уничтожены в 1945 году.

Как представитель политических органов Николай Николаевич Собколов был причастен к этой работе. Сложно выделить в коллективной работе роль одного человека, однако при оценке личностей можно ориентироваться на мнение сослуживцев и тех, кто по их рассказам писал историю флота. В 1986 году Владимир Иванович Гринкевич, собирая материалы о подлодке «Лембит», следующим образом характеризовал нашего героя: «Что касается Николая Николаевича Собколова, то он ушел со службы в 1947 году с должности заместителя начальника политотдела бригады подводных лодок. Политическая работа с людьми – его стихия. После войны он сначала работал в ряде райкомов Ленинграда, а с 1951 года – в Ленинградском обкоме партии заведующим сектором агитации. Когда создавался Музей обороны Ленинграда, ему поручили ответственный участок работы – назначили заместителем директора по научной части. И сейчас капитан 2-го ранга в отставке Николай Собколов активно участвует в общественно-политической работе».