Шаровые водопроводные краны известны человечеству достаточно давно, но изначально они не были слишком широко распространены, несмотря на то, что они легко обслуживаются и очень просты в плане конструкции. Проблема также заключалась в том, что на момент появления шаровых кранов в обиходе не было материалов, которые могли бы гарантировать качественное и герметичное соединение, нужное при использовании шарового крана в качестве запорного. В ассортименте интернет-магазина "СтройСила" в Сочи.
В наше время эта проблема решена использованием современных материалов и инновационных технологий, поэтому в мире используются миллиарды различных запорных шаровых кранов, которые удобны в применении и могут быть куплены при любом бюджете.
Впрочем, увы, но даже простота и использование качественных материалов не гарантируют отсутствия поломок, особенно при условии воздействия пресловутого человеческого фактора. В нашем сегодняшнем обзоре расскажем о том, что делать, если заклинило шаровой кран.
Причины выхода шаровых кранов из строя
Чаще всего причиной поломки шарового крана выступает банальная человеческая расхлябанность и нежелание потратить минуту своего времени на периодическое обслуживание запорного устройства.
Для проведения регламентного обслуживания с целью минимизации рисков повреждения и выхода из строя шарового крана стоит раз в месяц открывать его и закрывать обратно:
такая нехитрая процедура увеличит срок использования края примерно в 2 раза.
Без такого обслуживания внутри крана за 6-7 лет образуется налёт из минеральных осадков, который может намертво заклинить шар и вывести кран из строя.
Что делать, если вы уже столкнулись с заклинившим краном шарового типа?
Есть нехитрый алгоритм действий, который поможет вам легко решить проблемы такого плана:
- Внимательно осмотрите кран и оцените его состояние.
- Иногда бывает так, что защёлку вообще не получается сдвинуть с места.
Иногда такую проблему пытаются решить с использованием подвернувшихся под руку инструментов для повышения прикладываемой силы
Не стоит пытаться решить проблему таким способом, поскольку крайне вероятна поломка ручки, но починка практически не возможна.
Причина очень простая
Ручки шаровых кранов обычно изготовлены из силумина или спрессованного металла, которые легко ломаются и обладают повышенной хрупкостью.
Снимаем ручку с шарового крана. Важно сделать это, чтобы не прибегать к способам, связанным с прямым задействованием ручки и нажимом на неё.
Раскрутите прижимную гайку. Делать это нужно после того, как вы предварительно снимете ручку с шарового крана. Эта гайка в шаровом кране предназначена для прижимания сальника.
Снимать гайку стоит после того, как вы точно убедитесь в том, что ручка не двигается даже при прикладываемом к ней усилии. Откручивать гайку можно разводным или гаечным ключом. Не нужно пытаться провернуть гайку сразу сильно, максимально на четверть полного оборота.
Раскрутите освобождённый из-под гайки шток.
Ослабленная гаечным или разводным ключом прижимная гайка приведёт к расшатыванию установленного в шаровом кране штока.
Вместо гаечного ключа стоит воспользоваться плоскогубцами, не прилагая при этом слишком серьёзных усилий, чтобы не сломать шток. Прижмите его плоскогубцами и 3-5 раз прокрутите в разные стороны.
Здесь стоит следовать тому же правилу, что и с прижимной гайкой
Не стоит слишком сильно проворачивать шток, максимум на четверть полного оборота.
Практика показывает, что вполне достаточно несколько раз крутнуть шток на 30-45 градусов. Если вы слишком сильно будете расшатывать шток, то есть вариант, что вы сломаете либо отвёртку, либо сам шар внутри крана. Отвёртка при прокручивании штока должна быть вложена внутрь крана и упираться в специальный паз, который имеется на запорном шаре.
Если поворот будет слишком резким или сильным, то сломается та деталь, которая менее прочна. Если поломка случится, то, вне зависимости от того, что именно будет сломано, кран точно окончательно выйдет из строя и его точно придётся менять.
Процесс расшатывания штока может занять разное количество времени, здесь всё зависит от того, насколько сильно поломан шаровый кран. Обычно хватает 2-4 минут, но в редких случаях при сильно заклинившем кране время может затянуться минут до 10. Символом, сигнализирующим о том, что процесс расшатывания штока завершён, может служить капелька воды, появившаяся на его стыке с корпусом крана.
Завершаем производимые со штоком работы. В этой стадии шток обычно разжат, но его нужно привести в состояние, соответствующее полностью закрытому крану. Действия те же, что и в предыдущем пункте, только силу можно прикладывать чуть большую и увеличить амплитуду своих движений.
После этого, поставив на место ранее снятую ручку, убедитесь в том, что кран полностью закрыт.
Убедиться в этом легко:
- выступ на ручке должен совпадать с имеющимся на кране упоре.
Если упор не касается вплотную выступающего паза, то нужно продолжить расшевеливать кран. После соприкосновения наденьте ручку окончательно на место и прекратите эту стадию починки шарового крана.
Зажимаем прижимную гайку, возвращая её на место. Крутить нужно по часовой стрелке также небольшими по углу поворотами. В идеале после завершения работы гайка будет стоять ровно в том же положении, в котором была до того, как вы начали её откручивать. Когда гайка снова займёт своё место, можно утверждать, что шаровый кран снова готов к нормальному функционированию.
Убедитесь, что отремонтированный кран не течёт. Если всё в порядке, то нужно финально установить на своё место ручку.
Наденьте ручку обратно на кран и плотно зафиксируйте её сверху прижимной гайкой. Оптимально закрутить гайку вплоть до упора, используя для этого гаечный ключ соответствующего размера. После проведения всех работ по ремонту нужно окончательно проверить герметичность и работоспособность крана. Если он течёт в каком-либо положении, то стоит купить новый.
Кстати, в ассортименте интернет-магазина "СтройСила" в Сочи представлен широкий ассортимент шаровых краев различного диаметра и функциональности, среди которых точно найдётся подходящий для замены сломавшегося у вас элемента запорной арматуры.