Пандемия оказала огромное влияние на экономическое состояние всех стран мира. Возникли сопутствующие изменения на рынке труда: многие профессии перестали быть востребованными, а остальные, наоборот, приобрели немалое влияние. Магазины закрывались, а потребность в покупках никуда не пропадала. Интернет-площадки стали спасением в непростые времена, и, в том числе, благодаря пандемии разрослись до невероятных масштабов. Появился спрос, последовало и предложение. Все больше людей начали всерьез задумываться о ведении малого бизнеса, о расширении ассортимента собственной продукции. Маркетплейсы стали сосредоточением как бесчисленного количества страждущих покупателей, так и предпринимателей, производящих товары разного сегмента.
Однако несмотря на очевидную тенденцию развития маркетплейсов, не все решаются выйти на эту площадку. Кто-то потому, что не знает с чего начать, кто-то боится прогореть или быть обманутым. Как и у всех бизнес-процессов, у франшиз есть как риски, так и заметные преимущества, которые и привлекают в сферу столько предпринимателей.
Обывательским языком, франчайзинг – это передача прав на хранение, продажу и доставку товара; продажа под брендом какой-либо компании. Фактически в процессе участвуют две стороны: франчайзер (тот, кто продает право на товарный знак) и франчайзи (тот, кто покупает право действовать от его имени).
Наиболее распространенный вид франчайзинга – товарный франчайзинг. Которым, мы, к слову, и занимаемся. Помимо него существуют также сервисный франчайзинг (оказание услуг), производственный (полное изготовление товара) и смешанный.
Варьируются и формы, условия, на которых происходит сотрудничество. Прямой франчайзинг, при котором договор заключается между франчайзером и франчайзи, и территория для продаж ограничена. Субфранчайзинг, при котором задействовано еще одно лицо: субфранчайзер, однако у франчайзи есть возможность перепродавать франшизу. Мастер-франшиза, к которой прибегают гиганты рынка. Также существуют и не такие популярные формы: обратный франчайзинг (роли франчайзера и франчайзи меняются) и мягкий франчайзинг, при котором франчайзи вносит лишь половину стоимости франшизы или даже меньше.
Алгоритм во всех случаях примерно одинаковый:
-Франчайзи особое внимание уделяет выбору франшизы, мониторя все возможные и соотнося со своими собственными ожиданиями и потребностями;
-Этап переговоров – не менее важная часть, обсуждаются все условия покупки: передаваемые права, платежи, сроки;
-Далее следует исследовательская деятельность: выбор территории, ее последующее утверждение, непосредственная подготовка места со всеми вытекающими;
-Проектный этап, включающий в себя составление планов (схемы водоснабжения и вентиляции, пожарные выходы, интерьер помещения);
-Процесс стройки и последующего обустройства помещения;
-Когда точка готова, необходимо найти и обучить кадры;
-«Пробное» открытие: важный этап, существующий для того, чтобы протестить все внешние и внутренние процессы;
-Долгожданное открытие.
Превалирующая часть маркетплейсов берет на себя большую часть работы: от бюрократических особенностей ведения бухгалтерии до доставки товара клиенту.
Российская Федерация на законодательном уровне регулирует эти отношения. Происходит это посредством статей с 1027 по 1040 ГК РФ («Договор о коммерческой концессии»).
Франчайзинг – часть рынка, так что ему присущи все сопутствующие такому бизнесу риски, однако есть и актуальные только для него особенности.
Есть свои негативные нюансы:
-Есть установленные непосредственно франчайзерами ограничения;
-Франчайзи не контролируют процесс продвижения и некоторые этапы;
-Определенная несвобода: например, ограниченный круг поставщиков.
Преимущества приобретения франшизы для франчайзи:
-Отлаженная система, основанная на практическом опыте и прошедшая огонь, воду и медные трубы;
-Минимализация рисков за счет продажи под уже устоявшемся на рынке именем;
-Широкий выбор предлагаемых отраслей, масштабов;
-Нет необходимости создавать свой сайт, заниматься рекламой, прибегать к маркетинговым уловкам;
-Рабочая система доставки-отправки;
-Материальная выгода для обоих сторон (франчайзера и франчайзи);
-Простота в сравнении с открытием бизнеса своими силами;
-Регулярные консультации, обратная связь и всевозможная помощь на каждом этапе открытия;
-Доступ к огромному перечню знаний о ведении бизнеса;
-Работа с опытными поставщиками, которые на рынке уже давно.
Однако, стоит заметить, что все это зависит от политики конкретного франчайзера и потребностей, ожиданий конкретного франчайзи. Минимализация рисков и гарантированный успешный заход на рынок – очень важные пункты, которые и привлекают ежегодно такое количество предпринимателей. Недостатки на их фоне кажутся незначительными и некритичными.