Найти в Дзене
Нижегородский Мечтатель

Итальянские бастарды Нового времени. Дом Медичи

Знать, живущую к северу от Альп, всегда поражало благодушие итальянских великих родов по отношению к своим внебрачным детям. В Италии ценность «законной крови» уступала силе, богатству, да и просто самому происхождению.

Сам термин «бастардино» отнюдь не был уничижительным; в отличии от Англии и Франции, в Итальянских государствах, даже незаконное происхождение сообщало немало преимуществ человеку – и, если у его отца не было законных наследников, шансы получить всё (причем с одобрения и Римского Папы, и императора Священной Римской Империи), были достаточно высоки. А иногда можно былы побороться за власть и при наличии законных наследников.

Итальянский юрист Бенедетто Барци в 1456 году написал трактат «О внебрачных детях», где попытался анализировать правое положение бастардов. Барци делил их на два типа: первые – родители которых никогда не могли бы вступить в брак и вторые, «naturales sive bastardi» - потомство пары, которая могла бы урегулировать свои отношения, но у них что-то не получилось. Первые – не имели, по мнению Барци, надежды на возвышение, вторым была уготована лучшая участь, Барци, собственно, исследовал условия и возможности их легитимации, и включения в наследственное поле.

Алессандро Медичи
Алессандро Медичи

Надо, конечно, заметить, что в Италии и для «первого типа» бастардов было не все так печально. Показательный пример – Алессандро Медичи (1510-1537), считающийся бастардом Лоренцо II, герцога Урбино (единственным законным ребенком Лоренцо была королева Франции Екатерина Медичи). Однако, скорее всего, отцом Алессандро, был Папа Римский Климент VII (1478-1534, избран в 1523 году), на год рождения Алессандро пока еще кардинал Джулио Медичи.

Матерью Алессандро называют служанку Альфонсины Орсини (матери Лоренцо), Симонетту из Коллевеккьо, причем, судя по всему, Симонетта имела африканское происхождение. Действительно, на известных портретах Алессандро Медичи выглядит куда смуглее, чем обычные южане-европейцы, хотя и не сказать, что на некоторых полотнах это слишком сильно заметно. То есть, Симонетта мало того, что не происходила из хоть как-то знатной семьи, но также не принадлежала и к обычному итальянскому простонародью, вряд ли её собственные предки попали из Африки в Италию свободными людьми.

Карл V  с дочерью Маргаритой и её матерью
Карл V с дочерью Маргаритой и её матерью

Но подобное происхождение не помешало (при поддержке, разумеется, Джулио Медичи) Алессандро стать сначала правителем Флоренции, а затем и первым герцогом – по воле императора Карла V Габсбурга. Последний выдал за Алессандро замуж свою незаконнорожденную дочь Маргариту (1522-1586). Интересно, что и Маргарита была ребенком служанки – фламандской горничной Иоганны Марии ван дер Гейнст, из семьи ткачей. После убийства Алессандро, Маргарита выходит замуж уже более удачно и опять же за потомка Папы Римского, на этот раз за Оттавио Фарнезе – внука Павла III, последний в отличии от Медичи, от своего отцовства и не думал отказываться.

Можно сказать, что Маргарите (оставшейся в историографии под именем Пармской – по второму супругу), в плане самой возможности признания, повезло куда больше, чем Алессандро Медичи. Её отец, Карл V, был все-таки северянином, но, по-видимому, ориентировался на традиции кастильских и арагонских королей, а также герцогов Бургундии, чьим потомком являлся, и которые относились к своим внебрачным детям от простолюдинок куда мягче, чем французская, английская и немецкая высшая знать. Позднее, скажем, Генрих Наваррский таких своих детей от горничных, наверное, и сосчитать бы не смог – так они и остались в истории неизвестными.

Джулиано Медичи и предполагаемый бюст Антонии Горини
Джулиано Медичи и предполагаемый бюст Антонии Горини

Но вернемся к Джулио Медичи, или Папе Клименту VII. Он сам был не совсем законнорожденным – сыном Джулиано Медичи (1453-1478) и Фьоретты (Антонии) Горини, дочери оружейника. Вряд ли мог серьезно обсуждаться вопрос женитьбы младшего брата и соправителя Лоренцо Великолепного (главы Флорентийской республики) на дочери простого оружейного мастера. Фактически будущий Климент VII, родился не только вне брака, но и через месяц после гибели своего отца от рук заговорщиков.

Папа Климент VII
Папа Климент VII

Лишь по велению другого Медичи, своего двоюродного брата и своего же предшественника на папском престоле Льва X (Джованни Медичи), Джулио был признан законным сыном – якобы его родители сочетались пусть и тайным, но законным браком. А в то время сомневаться в словах действующего Римского Папы, была весьма опасно для жизни и свободы – коли он что-то объявил, так значит так оно и есть.

Джулия Медичи. дочь Алессандро
Джулия Медичи. дочь Алессандро

Как сказано выше, законных детей герцог Алессандро не оставил, зато у него было двое отпрысков от знатной любовницы Таддеи Маласпина, сестры более известной в истории, итальянской фурии Риччарды Маласпина. Линия сына - Джулио прервалась на правнучке Алессандро, Анжелике Медичи (1608-1638). Связь Алессандро с Таддеей Маласпина, как раз тот случай, по «стандартам» юриста Барци, когда брак мог быть заключен- Таддея и Риччарда были дочерями владетельного маркиза.

А вот дочь герцога Алессандро – Джулия (1535-1588) вышла вторым браком за своего родича Бернардо Медичи. На сегодняшний день потомки Джулии и Бернардо (Бернардетто), Медичи- Оттайяно, являются одной из двух выживших ветвей дома Медичи по мужской линии.