Найти тему
Психолог и Я

Что такое «вторичная выгода»? Ответ психолога.

Оглавление

Добрый день.

Мне задали вопрос: «Что такое вторичная выгода?»

Вторичная выгода – это довольно изощренная психологическая ситуация, в которой находится человек. И, дочитав до конца, вы поймете, о чем я говорю.

Что такое «вторичная выгода»?

Вторичная выгода – это некое преимущество или бонус, который человек получает ввиду сложившейся «негативной» ситуации. 

Почему я поставил слово «негативной» в кавычки?

Все потому, что ситуация, о которой идёт речь, может представляться человеку невыносимой, ужасной, душераздирающей, НО! есть бессознательные (очень частно они даже осознаваемые человеком) бонусы или выгоды, которые «не дают» (опять же в кавычках) человеку выбраться из этой ситуации.

Приведу несколько примеров

  • Болеющий ребёнок получает выгоду от проявленного к нему внимания со стороны родителей. Внимания, которое он ждал. Внимания, которое он не получает, когда здоров.

Другой пример

  • Человек жалуется на имеющуюся у него работу. 

Маленькая зарплата, начальник тиран, невыносимые условия труда. 

Но, вместо того, чтобы поменять работу или попросить прибавку к зарплате, он остаётся на том же месте и каждый вечер говорит об этом своему супругу и, допустим, выпивает, оправдывая это тем, что ему необходимо расслабиться после столь напряжённой работы.

Жалобы, чувство сожаления, наличие внимания со стороны значимого человека (как это было в детстве, когда я болел, мама меня слушала, уделяла внимание и просто любила), «поглаживания» и алкоголь, являются вторичными выгодами

И по своей интенсивности эти выгоды перекрывают всю ту боль от «невыносимой» работы.

В действительности же, корень такого поведения заключается в нежелании брать на себя ответственность

Да, и снова про ответственность.

Приведу ещё один пример

  • Я хочу, чтобы вы были внимательны к нему. Потому что он показывает всю изощрённость этого механизма и его катастрофичность в долгосрочной перспективе не только для одного человека, но и для окружающих его людей. 

И все это опять же про ответственность.

Женщина, 32 года. Двое детей. Отношения с супругом натянутые, холодные. 

Основная жалоба на частые «болезни» детей. 

Болезни типа простуды, ОРВИ с соответствующей симптоматикой: температура, кашель и тд.  

Кроме этого, запрос на то, что «я ничего не успеваю». 

В процессе анализа, ситуация предстала следующим образом.

Частые болезни детей напрямую связаны с тем, что пациентка говорит: «я ничего не успеваю».

Пациентка говорила о чрезмерном напряжении и хронической усталости, которые она испытывает. 

Исследуя ее обычный день выяснилось, что она абсолютно все делает сама, лишая детей возможности проявить самостоятельность в бытовых вопросах. 

А именно убрать за собой, приготовить себе покушать, сделать уроки и тд. 

Ввиду этого, ей все приходится делать самой. 

ПОЧЕМУ?

На вопрос, почему дети не делают этого сами, прозвучал ответ: «Мне проще самой; они делают все медленно и тд». 

Ввиду этого, у детей отсутствуют навыки самостоятельной работы и принятия отвественности в контексте их возраста. 

Болезнь детей наступает в момент возрастания уровня их собственной ответственности. То есть когда им необходимо делать что-то самостоятельно в долгосрочной перспективе. 

Кроме всего прочего, характерологическая особенность пациентки - это повышенная тревожность

Можно сказать, что ее тревожность «передалась» ее детям, и в момент их принятия ответственности и самостоятельных решений происходит соматизация психического напряжения и уход в болезнь, ведь в этот момент «мама позаботиться».

Замкнутый круг.

И возникает замкнутый круг, который выглядит следующим образом:

— Тревожная мама, которая пытается все контролировать 

— Дети, которые не приспособлены к жизни (возможно это грубо звучит)

— Ситуация принятия ответственности для детей (зона их ближайшего развития, если так можно сказать в терминах Л.С. Выготского) 

— Детская тревога (полученная от мамы) и выученная беспомощность 

— Растущее психоэмоциональное напряжение 

— Соматизация (уход в болезнь) 

— Возрастающая на этом фоне тревога матери

— И попытка ее разрешения (тревоги о детях) через заботу о них и делании (если так можно сказать) всего за них.

Вот такой умопомрачительный (во всех смыслах) порочный круг.

«Какая вторичная выгода?» — спросите вы.

Их две. Возможно больше, но основные следующие. 

-2

1. Не брать ответственность (позиция жертвы). А именно, мне тяжело и меня жалеют (мать как бы сама находится в той же позиции, что и ее дети).

2. Не отпускать от себя детей, чтобы не остаться в одиночестве, ввиду отсутствия нормальных и любящих отношений с супругом.

Короче говоря, это чисто Эдипова ситуация.

Какой финал все этого? 

Вечные страдания.

Отсутствие нормальных отношений с супругом.

Дети, не способные быть самостоятельными и постоянно возвращающиеся в лоно матери и также страдающие от «несостоявшейся» жизни, болезней и нормальной карьерной перспективы.

Взгляд на жизнь как на проблему. И так далее.

Короче, это КОШМАР.

И, что самое удивительное, вторичные выгоды «перекрывают» весь это ужас и дискомфорт.

Из всей этой ситуации, которая по факту является очень и очень темным местом, есть только один выход

ПРИНЯТИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И РЕШЕНИЯ ИЗМЕНИТЬ ЖИЗНЬ.

Другого пути нет.

Это мой ответ на вопрос о вторичной выгоде. 

Расскажите, а наблюдаете ли вы у себя вторичные выгоды?

ПИШИТЕ В КОММЕНТАРИЯХ!