Найти тему
Sputnik Армения

Спрос армянского бизнеса на услуги каспийских портов Ирана опережает предложение - министр

   © Photo : Abed, GFDL via Wikimedia Commons
© Photo : Abed, GFDL via Wikimedia Commons

Армения могла бы стать мостом между разными экономическими системами, считает глава Минэкономики.

Министр экономики Армении Ваан Керобян в интервью Sputnik Армения представил экономические показатели 2022 года и рассказал о проблемах, вызванных западными санкциями. Беседовала Нелли Даниелян.

- Господин Керобян, в конце прошлого года Вы отметили важность обеспечения доступности проходящих через Иран логистических путей для армянских грузоперевозчиков. Тогда Вы сказали, что есть определенные успехи в плане экспорта товаров через Иран и Каспийское море. О каком пути идет речь, куда экспортируются товары, куда мы выходим через иранский порт?

- В Россию и Казахстан. Сегодня в этих направлениях работают несколько судов. Эта связь есть сегодня, несколько кораблей работают в этом направлении. Спрос на самом деле намного опережает предложение и сейчас обсуждаются проекты по запуску различных каспийских портов, в том числе изучаются казахстанские порты, естественно, с дальнейшей транспортировкой грузовиками из Ирана в Армению.

- В интервью "Ведомостям" вы сказали, что Армения и Россия полностью прекратили взаиморасчеты в долларах и евро, и что выбор валюты платежа стал большой проблемой. О каких проблемах идет речь и какие есть варианты решения?

- На самом деле я говорил, что в рамках нынешнего валютного регулирования, да, невозможно осуществлять взаиморасчеты в долларах и евро, и в результате этого мы перешли к торговле в национальных валютах. А вообще-то к торговле в национальных валютах мы начали идти намного раньше.

- Расчеты за газ уже около года осуществляются в российских рублях. Какие сложности могут поджидать страну при переходе на национальные валюты и с остальными товарами?

- Сейчас подавляющее большинство товаров оплачивается в национальных валютах, в основном в российских рублях, но есть также случаи оплаты в армянских драмах. Мы пытаемся сейчас увеличить объемы драмовой торговли, поскольку в этом случае наши компании-экспортеры не будут столь взаимосвязаны с колебаниями курса драм-рубль и смогут лучше планировать свой экспорт. Хотя, естественно, часть риска в данном случае ляжет на российские компании-импортеры.

- Как относится российская сторона к перспективе торговли в драмах?

- Я бы сказал, что для них это немного необычная идея. Те хозяйствующие субъекты, те армянские экспортеры, которые проявляют настойчивость в переговорах с российскими партнерами, в конце концов добиваются успеха, поскольку для этого есть все предпосылки. По сути, инфраструктура есть, и армянский драм уже торгуется на Московской бирже, и там можно в любой момент купить и продать драмы - это очень простой процесс. Российские банки также предлагают своим клиентам финансовые инструменты для расчетов в драмах.

- В 2022 году в Армении гражданами РФ были зарегистрированы 2 500 организаций и 4 000 индивидуальных предпринимателей. Есть ли данные, сколько из них до сих пор работают в Армении, а сколько из них закрылось?

- Это данные на конец года, то есть это те компании, которые были в активном состоянии в конце года. Я не думаю, чтобы какие-то из них закрылись. Об эмиграции этих компаний говорить слишком рано. Конечно, может быть, есть компании, которые сравнительно пассивны. Среди крупных налогоплательщиков уже есть предприятия с российским участием. Большинство из них - филиалы западных компаний, которые ранее работали в России и сейчас переехали в Армению. К таким компаниям относятся, например, Mirror, которая в Армении выступает под названием TeamWork, Help Systems и ряд других компаний. Таких компаний много, 2500, как вы сказали. Причем, под высокотехнологичными мы имеем в виду не только сферу ИТ.

- О чем говорит статистика за первые два месяца 2023 года? Продолжается ли приток российского бизнеса в Армению.

- Я бы не сказал, что с той же активностью, что и год назад, но определенную тенденцию мы видим не в направлении переезда новых компаний в Армению, а в направлении увеличения числа сотрудников уже переехавших компаний. Конечно, есть также компании, которые сокращаются. Здесь, скорее, речь идет о стабильной ситуации, нежели о тенденции в ту, или иную сторону.

Могу сказать, что у некоторых известных компаний, например, у "Яндекса" довольно много сотрудников - около 800, персонал этой компании продолжает расширяться. Есть и другие компании, которые пошли по тому же пути.

- 25 февраля Евросоюз принял десятый пакет антироссийских санкций, который расширил перечни товаров, запрещенных к экспорту в Россию. Есть ли в этом пакете возможные риски для Армении, связанные с импортом конкретных товаров (например, битум или другое сырье).

- Сейчас Армения очень интенсивно работает не только с российскими, но и европейскими, американскими, европейскими, а также азиатскими и арабскими партнерами с тем, чтобы избежать попадания какой-либо из сторон под вторичные санкции.

Демонстрируя прозрачность, правительство Армении рассчитывает на понимание зарубежных партнеров, особенно по части жизненно важных для Армении товаров.

Однозначно, что мы не советуем и не поощряем армянские компании к совершению шагов, которые могут привести к попаданию под вторичные санкции. Наша позиция - армянским компаниям следует быть сдержанными в подобных действиях.

– В данном случае, например, не ввозить битум из РФ или не осуществлять реэкспорт?

– Не хотел бы сейчас говорить о конкретном товаре, поскольку этот товар может поставляться также из Ирана или Грузии. Я даже затрудняюсь конкретно сказать, какое количество битума мы импортируем из РФ. Мне о такой проблеме ничего не известно.

- А другие товары? Изучен ли весь список? Насколько серьезно мы зависим от пакета санкций.

- Думаю, что мы будем нормально управлять процессом. Так что у нашего населения и бизнеса Армении не будет никаких трудностей.

- Спецпредставитель ЕС по санкциям Дэвид О'Салливан сказал, что Евросоюз отслеживает рост экспорта из России в другие страны, в том числе в Армению, поскольку есть подозрения, что эти товары затем могут быть реэкспортированы. Какова позиция правительства Армении?

- В этом списке также Китай, Турция, Узбекистан, арабские страны. Естественно, все те страны, которые сохранили или, возможно, увеличили свой оборот с РФ, должны быть в этом списке. Вы знаете, что товарооборот Армении с РФ в 2022 году почти удвоился, и, естественно, Армения должна была оказаться в этом списке. Мы не видим здесь ничего необычного. Как я уже сказал, мы работаем прозрачно со всеми нашими партнерами, и ожидаем, что наши предприятия смогут торговать товарами, у которых нет проблем со вторичными санкциями.

Мы, конечно, находимся в ЕАЭС, но нашим маркетингом мы ближе к западным стандартам. Соответственно, эта наша специфика поможет нам стать мостом между различными экономическими системами. Это может относиться к арабскому, евразийскому, западному, азиатскому рынкам.

- А после заявления Дэвида О'Салливана Евросоюз официально обращался к правительству Армении для получения какой-либо информационной базы?

- Мы постоянно работаем с ними, и я думаю, что это именно то, что мы должны делать. То есть, не сидеть в углу и ждать, пока что–то произойдет, а работать так, чтобы максимизировать нашу экономическую выгоду, не нанося вреда репутации нашей страны и не рискуя попасть под возможные санкции.