В представлении людей, далеких от теологических споров, Веды – это книжка на подобие библии. Но это не так. Так называемая ведийская традиция является расплывчатым понятием. Оно обозначает совокупность различных воззрений, восходящих к эпохе появления ариев в Пенджабе.
Самый старый ведийский текст – «Ригведы», фактически представляет собой литературную антологию самостоятельных текстов-гимнов. Подобное собрание текстов называется «самхита». Далее в период после 1000 года до нашей эры оформились еще 3 самхиты: «Самаведа» (священные песнопения), «Яджурведа» (ритуальные жертвенные формулы) и Ахтарведа (заговоры и заклинания).
Таким образом, Веда, как знание, рассредоточена по этим четырем текстам. В VIII веке до нашей эры появляются «комментарии о брахме». Авторы брахман окончательно объединили представление о ведах как о священном знании и ортодоксальном учении. Разумеется и сами брахманы мыслились как священные ведийские тексты. Литературным продолжением брахман стали араньяки и упанишад. Учение, излагающееся в этих текстах считается ведийским, а следовательно истинным и ортодоксальным.
Жанр упанишад оказался весьма продуктивным. В нем создано много произведений, в основном в I тыс. нашей эры. Вывеска «веды» продолжала сохраняться, хотя содержание учения в эпоху расцвета классической индийское литературы отражало совсем иные веяния, чем за тысячу лет до этого.
В ведийский комплекс включается идеи, основанные на истолковании бинарной пары Атман-Брахман, а также представлений о карме, сансаре и мокше. Соответственно, прежнее мировоззрение, в котором такие идеи отсутствовали стало считаться поверхностным или предварительной ступенью, подготавливающей сознание адепта к обретению более высокого знания.
«Два вида знания следует знать, - говорят знающие брахманы- высшее и низшее»[1]. Из них низшее – «Ригведа», «Яджурведа», «Самаведа» и «Ахтарведа», а высшее – то, в котором постигается нетленное. Переосмысление ведийской традиции продолжает «Бхагаватгита»: «Помпезную речь глупцы ведут, восхваляющие учение веды. Обуреваемы страстями, стремятся они к раю. Желают исполнением многих обрядов обрести наслаждения и власть, [однако] получают только новые рождения» (II.4-43). Вместе с тем Гиту нельзя отнести к антиведийским произведениям. Она продолжает знаниевую линию упанишад и сама воспринимается как упанишада.
Помимо этого создавались ведийские произведения в жанре «смрити» - это, как правило, сутры, в краткой форме излагающие предписания и ритуальные практики (дхармасутры, гихьясутры, шраутасутры).
Комплекс смрити оказался более открыт для введения в него новых текстов. И все эти тексты, в том числе такие, как «Махабхарата», «Рамаяна», различные пураны со временем приобретали статус сакральных. Для этого достаточно было с их стороны признавать авторитет «вед» и «веды».
Суммируя изложенное можно сделать вывод, что комплекс вед всегда готов к принятию новых идей. Новые идеи практики, входя в ортодоксальную традицию, самим этим вхождением обретали сакральный статус (так произошло, например, с йогой). С другой стороны с принятием этих идей трансформируется и вся предыдущая ортодоксия.
p.s. При подготовке материала использована статья С.В. Пахомова "Тантра и веда", опубликованная в 2007 году в издании "Письменные памятники Востока" Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения Российской академии наук.
[1] «Мундака-упанишаде» I.1.4-5