Чего очень сильно не хватает людям современного общества - это умение структурировать информацию, а следовательно собирать из маленьких кусочков общую картину.
Как это проявляется. Например, вы действуете в ситуации только со своей стороны, даже не пытаясь понять, что же происходит вовне. То есть возникает некая эгоцентричность. как будто все должны думать только о вас. Банально, кассир в магазине вечером вероятнее всего уставший и может иногда ошибиться(человеческий фактор), а вы можете это воспринять на свой счет. Или водитель автобуса прежде всего думает о том как вас доставить вовремя и безопасно до пункта назначения, а вы хотите с ним поговорить. Естественно. что он может отказать в диалоге, особенно во врем пути. И таких ситуаций в течении дня достаточно много.
В профессиональной среде также возникают такие моменты, но намного реже. Я буду приводить примеры из строительной сферы, так как она многим понятна. Некоторых заказчиков иногда удивляет, зачем исполнителям еще и мастер, его же труд тоже должен оплачиваться. С такой же позицией подходят и некоторые начинающие "шабашники". (Хотя есть отвественные бригады у которых всё организовано лучшим образом и мастер им совсем не нужен). А то что мастер осуществляет ряд функций по взаимодействию с другими системами, в том числе и с заказчиком, мало кто задумывается. А еще на стройке есть прораб, который в голове держит всю стройку и дерижирует всеми процессами через мастеров. Как вы понимаете, чем больше структура решаемой задачи, тем больше людей как административный ресурс вовлечено в процесс.
Так вот, задача намного быстрее и проще решается если исполнители понимают кого они могут задерживать или наоборот кто задеривает их. А также с какими процессами они соприкасаются. Как вы понимаете, для целостного восприятия необходимы ряд качеств, которые можно назвать структурным мышлением. Сюда можно отнести память, внимание, визуальное восприятие
А теперь перейдем к структрному мышлению и его развитию. Начинается все еще с детского садика и решается это на простых примерах.
Для нас это простое и очевидное решение. Для детей же это процесс формирования основ структурного мышления. Воображение и зрительная память.
Для продвинутого ученика, можно дать задачку посложнее:
Или взять деталь еще сложнее.
Для студентов электротеха, можно сделать такие задачки:
Таким образом, мы обучаемся видеть целостными предметы. Следующий этап - это построение вокруг предмета или объекта его окружения.
Или еще пример соответствия снарядов и самих спортсменов. это пример только визуальных картинок. Аналогично может быть с другими органами чувств. Удобная или нет рукоятка. Какими запахами сопровождается тот или иной процесс. Какой звук характерен для того или иного ддействия.
Как ни странно, но в профессиональном спорте например, топовые спортсмены обладают этими навыками и преднамеренно их развивают.
Профессиональные механики по звукам и вибрации могут оценивать работу двигателя. То есть на основе косвенных признаков собрать целостную картину.
Еще пример упражнения:
Подобный упражнений много, но почему-то некоторые их не воспринимают и относятся к ним несерьезно. Таким образом по кирпичиками и собирается умение видеть общую картину.
Я конечно могу вам дать общую классификацию мышления:
Можете обращаться и к этой таблице, Существуют множество тестов по которым можно определить какой из процессов у вас отработан хорошо, а какой плохо. Для гармоничного развития стоит их применять с регулярной периодичностью или в комплексе. Но, на самом деле, все уже давно придумано, необходимо лишь понимать свои слабые стороны и устранять их.
А теперь снова к статье, если чувствуете провалы у себя или детей начните с простых и понятных упражнений, постепенно усложняя их самостоятельно (это идеальный случай, но не так просто) или привлекайте специалистов.
Умение читать, понимать, а тем более создавать схемы самостоятельно один из сложнейших навыков, который готовиться годами. Но начинать стоит с детских конструторов.
У меня всё, благодарю за внимание.
---------------------------------------------------------------------
Делюсь другими материалами:
У меня всё, благодарю за внимание.