Найти в Дзене
Загадки истории

Какие тайные общества нищих были на Руси

Оглавление

Вспоминается сразу произведение Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Золотой теленок». Там, в частности, рассказывается, по сути, об одном таком обществе – о «детях лейтенанта Шмидта».

Нищие в молодом Советском Союзе поделили территории и выдавали себя за детей военно-героя лейтенанта Шмидта. Что им это давало? Они ходили по кабинетам мелких чиновников, выдавали себя за потомков героя и просили денег.

В одном из учреждений столкнулись два сына лейтенанта Шмидта: Остап Бендер и Шура Балаганов.

Для Бендера это было мимолетное увлечение. Он старался заниматься более сложными и прибыльными мошенничествами. А Шура так регулярно «зарабатывал» на жизнь.

И, когда два сына лейтенанта встретились в одном кабинете, то Бендер быстро сообразил, что делать, задав Балаганову вопрос: «Узнаешь брата Колю?».

А вот третьего «братца» - Паниковского – вышвырнули из учреждения, потому что в нем родственника Шмидта не признали. Паниковский был «нарушителем конвенции», то есть не признавал того, что все территории поделены между нищими.

Ильф и Петров, напомню еще раз, писали о раннем Советском Союзе. Но общества нищих существовали в нашей стране издревле. Разберемся с категориями.

Калики-перехожие

Пожалуй, это было самое приличное общество. Калики странствовали по городам и весям. Много молились и не отказывались от подаяний.

Интересно, что калик всегда старались приветить и одарить. Во-первых, потому что эти люди много путешествовали, а, потому, были в курсе всех новостей.

Это в наше время информации вокруг даже слишком много. Достаточно войти в интернет. А в прошлые века сведения распространялись не так быстро. Если даже вернуться к советской эпохе, то и там с новостями всё было довольно туго. Например, несколько раз пускали слух, что Владимир Семёнович Высоцкий ушел из жизни. И почти никто этого не мог проверить. Москвичи, в основном. Которые могли увидеть Высоцкого на сцене.

А еще раньше на Руси новость с одного конца страны в другой могла идти месяцами.

Во-вторых, калики, как я указала, усердно молились. Считалось, что их молитвы обладают очень большой силой.

Богомолы

Они тоже молились, но не путешествовали. Стояли возле церквей и собирали милостыню в дни православных праздников, в воскресенье – когда народу в храмы приходило особенно много.

Могильщики

Они тоже собирали милостыню, но во время похорон. За каждым могильщиком была закреплена своя территория. По тому же принципу, о котором писали Ильф и Петров.

Интересно, что многие богомолы и могильщики накапливали довольно большие суммы, начинали заниматься ростовщичеством – то есть, давали деньги под проценты. И еще больше зарабатывали, получая возможность жить не в ночлежках, а в арендованных квартирах.

Калуны

Так называли профессиональных нищих, которые, по тем или иным причинам, утрачивали возможность заниматься крестьянским или ремесленным трудом. Такие люди ездили по соседним деревням и собирали подать.

Калуны обычно перемещались на повозках жалкого вида. У каждого был свой образ, свой реквизит.

Одни калуны облачались в рясу монаха, другие – в дырявый кафтан, третьи – в старую солдатскую шинель. Это были актеры, которые представлялись теми, кем на самом деле не являлись.

Но работа приносила прибыль. Ветерану войн, как и странствующему монаху хорошо подавали.

-2

Иерусалимцы

Можно догадаться по названию, чем они занимались: путешествовали по стране и просили деньги на святое дело. Например, на совершение паломничества в Иерусалим, на свечку в Киево-Печёрской лавре. Иерусалимцы также продавали землю, взятую якобы в святых местах.

Эти нищие знали много новостей. Их везде любили послушать. Иерусалимцы отличались от калик тем, что старались работать с серьезными людьми: купцами, владельцами лавок и так далее.

Купец мог сделать хорошее пожертвование и землицы, принесенной из святых мест, купить.

Погорельцы

Были, как настоящие – которые пережили пожар и всё потеряли. Были «актеры», которые только лишь делали вид, что пострадали.

Иногда случалось так: если в каком-то селении случался пожар, что крупные игроки «бизнеса» набирали актеров, делали им документы, свидетельствующие о том, что люди пострадали при пожаре. С этими бумагами погорельцы собирали деньги с доверчивых крестьян и прочих.