Содержание
Введение
Программы физического воспитания студентов
Нормативно-правовая база Физкультурно-спортивная терминология
Деятельная сущность физической культуры в различных сферах жизни Ценности физической культуры
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Целью физического воспитания студентов вузов является формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности.
Задачи: - понимание социальной роли физической культуры в развитии личности и
подготовке её к профессиональной деятельности;
- знание научно-биологических и практических основ физической
культуры и здорового образа жизни; - формирование мотивационно-ценностного отношения к физической
культуре, установки на здоровый образ жизни, физическое
самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных
занятиях физическими упражнениями и спортом; - овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих
сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие
и совершенствование психофизических способностей, и свойств
личности, самоопределение в физической культуре; - обеспечение общей и профессионально-прикладной физической
подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента
к будущей профессии; – приобретение опыта творческого использования физкультурно-
спортивной деятельности для достижения жизненных и
профессиональных целей.
Также определены следующие требования к знаниям и умениям студента по окончанию курса обучения по данной учебной дисциплине: - понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке
специалиста; - знать основы физической культуры и здорового образа жизни.
Владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств; – приобрести личный опыт использования физкультурно-спортивной
деятельности для повышения своих функциональных и двигательных
возможностей, для достижения личных жизненных и профессиональных
целей.
Программы физического воспитания студентов
Физическое воспитание в режиме учебной работы студентов регламентируется учебными планами и программами, которые разрабатываются и утверждаются Министерством высшего образования РФ. Государственная программа физического воспитания определяет обязательный для студентов всех вузов объем физкультурных знаний, двигательных умений, навыков и уровень развития физических качеств.
Программа по физическому воспитанию студентов содержит три основных раздела: теоретический, практический, контрольный.
Теоретический раздел. Материал раздела предусматривает овладение студентами системой научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры общества и личности, умения их адаптивного, творческого использования для личностного и профессионального развития, совершенствования, организации здорового стиля жизни при выполнении учебной, профессиональной и социокультурной деятельности. Теоретический раздел формирует мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение к физической культуре.
Практический раздел. Учебный материал данного раздела направлен на повышение уровня функциональных и двигательных способностей, на формирование необходимых качеств и свойств личности, на овладение методами и средствами физкультурно-спортивной деятельности, на приобретение в ней личного опыта, обеспечивающего возможность самостоятельно, целенаправленно и творчески использовать средства физической культуры и спорта. Средствами практического раздела, направленными на обеспечение необходимой двигательной активности студентов, достижение и поддержание оптимального уровня физической и функциональной подготовленности в период обучения в вузе, являются отдельные виды легкой атлетики, плавание, спортивные игры, лыжные гонки, туризм, упражнения профессионально-прикладной физической подготовки и силовой направленности. Практический раздел предусматривает как обучение занимающихся новым двигательным действиям, так и воспитание физических качеств.
Контрольный раздел. Материал раздела направлен на дифференцированный и объективный учет процесса и результатов учебной деятельности студентов. Контрольные занятия обеспечивают оперативную, текущую и итоговую информацию об уровне освоения теоретических, практических и методических знаний-умений, о состоянии и динамике физического развития, физической и профессионально-прикладной подготовленности каждого студента. В качестве критериев результативности учебно-тренировочных занятий выступают зачетные требования и практические нормативы, изложенные в примерной учебной программе для высших учебных заведений, а также дополнительные тесты, разрабатываемые кафедрой физического воспитания вуза с учетом специфики подготовки специалистов в данном учебном заведении.
Медико-биологическими исследованиями установлено, что у студентов при завершении роста тела в длину продолжается морфофункциональное развитие организма. Наблюдается увеличение массы тела, окружности и экскурсии грудной клетки, жизненной емкости легких, мышечной силы, физической работоспособности. В этот период биологического развития, период завершения становления организма молодого человека, его организм обладает достаточно высокой пластичностью, адаптацией к физическим нагрузкам. Однако физическое воспитание приобретает значение эффективного формирующего фактора при направленном применении средств и методов в соответствии с индивидуальными данными физического развития и физической подготовленности студентов. Оптимизация физического развития студентов должна быть направлена на повышение у них уровня отстающих физических качеств и морфофункциональных показателей (улучшение осанки, регулирование массы тела, увеличение жизненной емкости легких).
Физическое воспитание студентов включает в себя следующие основные направления: обще подготовительное, спортивное, профессионально-прикладное, гигиеническое, оздоровительно-рекреативное, лечебное.
Обще подготовительное направление обеспечивает всестороннюю физическую подготовку студентов и поддержание ее на уровне требований государственной программы физического воспитания. Средства: общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами, легкая атлетика, плавание, лыжный спорт, туризм
Спортивное направление обеспечивает систематические занятия одним из видов спорта в отделениях спортивного совершенствования (секциях), а также участие в спортивных соревнованиях с целью повышения уровня спортивного мастерства.
Профессионально-прикладное направление способствует использованию средств физического воспитания в системе научной организации труда, а также при подготовке к работе по избранной специальности с учетом ее особенностей.
Гигиеническое направление предусматривает использование средств физического воспитания для восстановления работоспособности и укрепления здоровья. Средства: утренняя гигиеническая гимнастика, закаливание, рациональный режим учебы и отдыха, питание в соответствии с требованиями гигиены, оздоровительные прогулки.
Оздоровительно-рекреативное направление предусматривает использование средств физического воспитания при организации отдыха и культурного досуга в выходные дни и в период каникул для укрепления здоровья. Средства: туристские походы, экскурсии, подвижные игры. Лечебное направление обеспечивает восстановление здоровья в целом или отдельных функций организма, сниженных либо утраченных в результате заболеваний, травм.
2 Нормативно-правовая база
Нормативно - правовой базой в области физкультуры и спорта является Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", который устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности физкультурно-спортивных организаций, определяет принципы государственной политики в области физической культуры и спорта в Российской Федерации и олимпийского движения России.
Законодательство о физической культуре и спорте основывается на следующих принципах: 1) обеспечение права каждого на свободный доступ к физической культуре
и спорту как к необходимым условиям развития физических,
интеллектуальных и нравственных способностей личности, права на
занятия физической культурой и спортом для всех категорий граждан и
групп населения; 2) единство нормативной правовой базы в области физической культуры и
спорта на всей территории Российской Федерации;
3) сочетание государственного регулирования отношений в области
физической культуры и спорта с саморегулированием таких отношений
субъектами физической культуры и спорта; 4) установление государственных гарантий прав граждан в области
физической культуры и спорта; 5) запрет на дискриминацию и насилие в области физической культуры и
спорта, на противоправное влияние на результаты официальных
спортивных соревнований;
6) обеспечение безопасности жизни и здоровья лиц, занимающихся
физической культурой и спортом, а также участников и зрителей
физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий; 7) соблюдение международных договоров Российской Федерации в
области физической культуры и спорта; 8) содействие развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц с
ограниченными возможностями здоровья и других групп населения,
нуждающихся в повышенной социальной защите; 9) взаимодействие федерального органа исполнительной власти в области
физической культуры и спорта, органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления со
спортивными федерациями;
10) непрерывность и преемственность физического воспитания граждан,
относящихся к различным возрастным группам;
11) содействие развитию всех видов и составных частей спорта, в том числе детско-юношеского спорта, школьного спорта и студенческого спорта, с учетом уникальности спорта, его социальной и образовательной функций, а также специфики его структуры, основанной на добровольной деятельности его субъектов.
3 Физкультурно-спортивная терминология
В статье 2 Федерального закона о физической культуре и спорту даны основные понятия физкультурно-спортивных терминов:
1.2) базовые виды спорта - виды спорта, включенные в программы
Олимпийских игр, Паралимпийских игр, а также иные виды спорта,
развиваемые субъектами Российской Федерации на своих территориях с
учетом сложившихся исторических традиций развития спорта
2) вид спорта - часть спорта, которая признана в соответствии с
требованиями настоящего Федерального закона обособленной сферой
общественных отношений, имеющей соответствующие правила, среду
занятий, используемый спортивный инвентарь; 2.1) Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс "Готов к труду и
обороне" (ГТО) - программная и нормативная основа системы
физического воспитания населения, устанавливающая государственные
требования к уровню его физической подготовленности; 3) военно-прикладные и служебно-прикладные виды спорта - виды спорта,
основой которых являются специальные действия (в том числе приемы),
связанные с выполнением военнослужащими и сотрудниками некоторых
федеральных органов исполнительной власти своих служебных
обязанностей, подготовкой граждан допризывного и призывного
возрастов к военной службе, и которые развиваются в рамках
деятельности одного или нескольких федеральных органов
исполнительной власти;
4) массовый спорт - часть спорта, направленная на физическое
воспитание и физическое развитие граждан посредством проведения
организованных и самостоятельных занятий, а также участия в
физкультурных мероприятиях и массовых спортивных мероприятиях;
5) национальные виды спорта - виды спорта, исторически сложившиеся в
этнических группах населения, имеющие социально-культурную
направленность и развивающиеся на территории Российской Федерации; 6) общероссийская спортивная федерация - общероссийская
общественная организация, которая создана на основе членства,
получила государственную аккредитацию и целями которой являются
развитие одного или нескольких видов спорта на территории Российской
Федерации, их пропаганда, организация, проведение спортивных
мероприятий и подготовка спортсменов - членов спортивных сборных
команд Российской Федерации; 7) объекты спорта - объекты недвижимого имущества или комплексы
недвижимого имущества, специально предназначенные для проведения
физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий, в том
числе спортивные сооружения; 10) программа спортивной подготовки - программа поэтапной подготовки
физических лиц по виду спорта, определяющая основные направления и
условия спортивной подготовки на каждом ее этапе, разработанная и
реализуемая организацией, осуществляющей спортивную подготовку, в
соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной
подготовки; 11) профессиональный спорт - часть спорта, направленная на организацию
и проведение спортивных соревнований, за участие в которых и
подготовку к которым в качестве своей основной деятельности
спортсмены получают вознаграждение от организаторов таких
соревнований и (или) заработную плату; 12) спорт - сфера социально- культурной деятельности как совокупность
видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной
практики подготовки человека к ним; 13) спорт высших достижений - часть спорта, направленная на достижение
спортсменами высоких спортивных результатов на официальных
всероссийских спортивных соревнованиях и официальных
международных спортивных соревнованиях; 14) спортивная дисквалификация спортсмена - отстранение спортсмена от
участия в спортивных соревнованиях, которое осуществляется
международной спортивной федерацией по соответствующему виду
спорта или общероссийской спортивной федерацией по
соответствующему виду спорта за нарушение правил вида спорта, или
антидопинговых правил, или норм. 15) спортивная дисциплина - часть вида спорта, имеющая отличительные
признаки и включающая в себя один или несколько видов, программ
спортивных соревнований; 16) спортивная федерация - общественная организация, которая создана
на основе членства и целями которой являются развитие одного или
нескольких видов спорта, их пропаганда, организация, а также
проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов - членов
спортивных сборных команд; 18) спортивное соревнование - состязание (матч) среди спортсменов или
команд спортсменов по различным видам спорта в целях выявления
лучшего участника состязания (матча), проводимое по утвержденному его
организатором положению. 19) спортивные мероприятия - спортивные соревнования, а также
тренировочные мероприятия, включающие в себя теоретическую и
организационную части, и другие мероприятия по подготовке к
спортивным соревнованиям с участием спортсменов;
21) спортивный судья - физическое лицо, уполномоченное организатором
спортивного соревнования обеспечить соблюдение правил вида спорта и
положения (регламента) о спортивном соревновании, прошедшее
специальную подготовку и получившее соответствующую
квалификационную категорию; 22) спортсмен - физическое лицо, занимающееся выбранными видом или
видами спорта и выступающее на спортивных соревнованиях; 23) спортсмен высокого класса - спортсмен, имеющий спортивное звание
и выступающий на спортивных соревнованиях в целях достижения
высоких спортивных результатов;
23.1) студенческий спорт - часть спорта, направленная на физическое
воспитание и физическую подготовку обучающихся в профессиональных
образовательных организациях и образовательных организациях высшего
образования, их подготовку к участию и участие в физкультурных
мероприятиях и спортивных мероприятиях. 23.2) студенческая спортивная лига - некоммерческая организация,
которая создана на основе членства и целями которой являются
содействие в популяризации студенческого спорта и развитии одного или
нескольких видов спорта, организация и проведение физкультурных
мероприятий и спортивных мероприятий со студентами. 24) тренер - физическое лицо, имеющее соответствующее среднее
профессиональное образование или высшее образование и
осуществляющее проведение со спортсменами тренировочных
мероприятий, а также осуществляющее руководство их состязательной
деятельностью для достижения спортивных результатов; 25) физическое воспитание - процесс, направленный на воспитание
личности, развитие физических возможностей человека, приобретение
им умений и знаний в области физической культуры и спорта в целях
формирования всесторонне развитого и физически здорового человека с
высоким уровнем физической культуры; 26) физическая культура - часть культуры, представляющая собой
совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых
обществом в целях физического и интеллектуального развития
способностей человека, совершенствования его двигательной активности
и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем
физического воспитания, физической подготовки и физического развития; 27) физическая подготовка - процесс, направленный на развитие
физических качеств, способностей (в том числе навыков и умений)
человека с учетом вида его деятельности и социально-демографических
характеристик; 28) физическая реабилитация - восстановление нарушенных или временно
утраченных функций организма человека и способностей к общественной
и профессиональной деятельности инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья с использованием средств и методов
адаптивной физической культуры и адаптивного спорта, которые
направлены на устранение или возможно более полную компенсацию
ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья; 29) физкультурные мероприятия - организованные занятия граждан
физической культурой;
4 Деятельная сущность физической культуры в различных сферах
жизни
Физическая культура – достаточно сложное социальное образование. В ее структуре можно выделить три самостоятельных аспекта: деятельностный, ценностный и личностный.
Деятельностный аспект физической культуры заключается в том, что физическое совершенствование происходит только в результате оптимальной, целенаправленной двигательной активности человека. Причем не любой, а только той, которая осуществляется по законам физического воспитания, т.е. по законам развития силы, выносливости, законам формирования техники движений, законам активного отдыха.
В процессе жизни человек занимается многими видами деятельности, которые в той или иной степени связаны с двигательной активностью и значительными физическими нагрузками. Однако далеко не все они могут быть отнесены к физической культуре. Поэтому сущностным ядром физической культуры можно считать только двигательную активность, связанную с обязательным выполнением физических упражнений. Выполняемые при этом физические нагрузки могут быть разной величины, зависящие от поставленных задач – восстановить, поддержать или развить свои физические качества. Поэтому не всякая, а только окультуренная (полезная, целесообразная) двигательная деятельность, воздействующая положительным образом на психофизическую сферу человека, может быть отнесена к культуре физической. А вот двигательная деятельность, например, грузчика к физической культуре напрямую не имеет непосредственного отношения, т.к. она имеет цель не развитие самого себя, а выполнение производственного задания, которое может быть достигнуто любой ценой, даже перенапряжением. Подобная ситуация в физической культуре в принципе недопустима и вредна. Таким образом, деятельностный аспект физической культуры реализуется в результате выполнения человеком физических упражнений; при этом деятельность должна отвечать задачам физического воспитания и быть организованной в полном соответствии с закономерностями физического воспитания. В отличие от других видов физической активности человека физкультурная деятельность имеет ряд принципиальных особенностей.
Физкультурная деятельность обязательно содержит двигательный компонент, который в ней, как правило, является преобладающим; Деятельность в сфере физической культуры представлена наиболее рациональными формами двигательных действий, имеющими свою конкретную методику занятий. При воспитании скоростных способностей, например, методика будет существенно отличаться от таковой при воспитании общей выносливости практически по всем параметрам;
Физкультурная деятельность человека всегда направлена на совершенствовании самого себя в аспекте овладения рациональной техникой упражнения, воспитания физических качеств, формирования правильной осанки, укрепления здоровья.
5 Ценности физической культуры
Ценности физической культуры необходимо рассматривать как единство объективных и субъективных ценностей.
1) Ценности объективных форм физической культуры - материальные
ценности (спортивные сооружения, инвентарь для физкультурно-
спортивной деятельности, предметы искусства); - исторические ценности (истории великих спортивных побед, становление
видов спорта, деятельность выдающихся людей в области физической
культуры); - ценности – общественные отношения (к спорту, к здоровью, к носителям
физической культуры); - информационные ценности (публикации, трансляции в СМИ). 2) Ценности субъективных форм физической культуры: - физические ценности (физическое развитие, состояние организма в
процессе физкультурно-спортивной деятельности), - духовно-нравственные ценности (наличие высокого духовного идеала;
жизненная установка на служение благородным целям: Отечеству,
ближним; эстетическое отношение к миру; следование принципам
гуманизма, справедливости, чести; стремление к саморазвитию;), - психические ценности (знания о двигательной активности,
функционировании организма человека, способах здоровье сбережения;
межличностное общение; личное самоутверждение).
Кроме того, к духовным ценностям физической культуры относятся накопленные практикой и наукой специальные физкультурные знания, отраженные в соответствующих теориях физической культуры и спорта, и содержащиеся в различных методических пособиях, учебниках, монографиях, справочниках достижений, правилах соревнований. Ценностное отношение личности к физической культуре представляет собой сознательное восприятие личностью объекта «физическая культура», выражающееся в готовности и способности использовать его ценности в целях самовоспитания и саморазвития.
Заключение
Физическая культура в законодательстве Российской Федерации о физической культуре и спорте представлена в высших учебных заведениях как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности. Являясь составной частью общей культуры и профессиональной подготовки студента в течение периода обучения, физическая культура входит обязательным разделом в гуманитарный компонент образования, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство.
Список используемой литературы 1 Виленский, М.Я. Горшков А.Г. Физическая культура и здоровый образ
жизни студентов: учебное пособие. М: КНОРУС,2013 2 А.Б. Муллер Н.С. Дядичкина Ю.А, Богащенко. Физическая культура:
учебник для вузов: М.: Изд.Юрайт,2013, сетевой ресурс 3 Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"