Найти тему
Вещь

Откуда в Англии взялся ЖК «Ленинский дворик». И какова его судьба

Вообще-то Бертольд Любеткин собирался вернуться на родину в Россию, но к 1932 году это уже была другая страна. Он был разочарован событиями в СССР. ВХУТЕИН — его родную альма-матер закрыли. Авангард стали называть формализмом. В стране уже ощущался зловещий дух предстоящих политических репрессий.

Он родился в 1901 году в Тифлисе в еврейской семье. И позже в биографиях, изданных за рубежом, как только его не называли: и грузином, и евреем, и русским, и англичанином. До конца своей жизни, а он прожил 88 лет, он был верен своим социалистическим взглядам, несмотря на то, что происходил не из бедной семьи и сделал успешную в общем-то карьеру архитектора в капиталистической Великобритании.

Родители Любеткина останутся в Варшаве и в годы войны погибнут в гетто.
Родители Любеткина останутся в Варшаве и в годы войны погибнут в гетто.

Передовая Европа в 20-х и 30-х грезила новыми формами, пластикой бетона, зданиями в виде белоснежных океанских лайнеров, а консервативная Англия по-прежнему строила особняки из красного кирпича. Потому Любеткин ворвался на остров как свежий ветер в затхлый переулок. Он создал не просто фирму, а кооператив архитекторов, который взялся за строительство новых зданий в стилистике, которую Великобритания еще не видела.

Первый его жилой комплекс был предназначен для рабочих промышленного предприятия, что очень его вдохновляло. Квартиры должны быть удобными, функциональными современными, но недорогими. В результате в них были встроенные холодильники, мусоропровод, центральное отопление. Квартиры предусматривались двух- и трехкомнатные. В здании они размещались таким образом, что в гостиные попадало максимум естественного света, а спальни выходили на тенистую сторону. Причем, здания были возведены на самой высокой точке Лондона.

И что в итоге? Рабочим ничего не досталось, квартиры оказались настолько хороши, что их заняли представители среднего класса. Они стоят до сих пор и выглядят довольно неплохо, правда, после реставрации.

Во втором здании Любеткин возвел на крыше собственную квартиру, пентхаус, который практически не видно с земли. Но эта квартира до сих пор считается одной из культовых.

Интересно, что практически все его здания существуют до сих пор. Даже павильон для пингвинов. Да-да. Посмотрите, какой шедевр вышел.

Несмотря на то, что бетон постепенно рушится, этот павильон признан архитектурным наследием. И его отремонтировали. Правда, пока он без жильцов стоит.

Еще одно здание — это социальная больница. И тоже красивая, светлая. Посмотришь на картинку и не сразу сообразишь, что это Лондон.

Медицинский центр Финсбери, 1938 год
Медицинский центр Финсбери, 1938 год
«изогнутый фасад и вытянутые руки должны были вызвать улыбку в том, что на самом деле является машиной»
Б. Любеткин

В конце 40-х годов после окончания Второй Мировой Любеткин спроектировал жилой комплекс, который назвал "Ленинский дворик". Он располагался в Холфорд-сквер, 30 в Финсбери, где Ленин жил в 1902-1903 годах.

Интересно, что в Лондоне стоял бюст Ленина, и Любеткин планировал перенести его к Lenin-сourt. Но послевоенные симпатии к СССР быстро улетучивались, а с наступлением "холодной войны" памятник постоянно портили вандалы. Власти устали его охранять.

-7

В итоге Любеткин "захоронил" бюст в основании центральной винтовой лестницы в этом жилом комплексе. Более того, не сохранилось и оригинальное название. Через несколько лет его стали именовать Бевин-корт, по имени политика, который был скорее антикоммунистом. Жилой комплекс стоит до сих пор, а так выглядят некоторые квартиры в нем.

Фото и квартира Раджива Шаха. Опубликовано в greyscape.com
Фото и квартира Раджива Шаха. Опубликовано в greyscape.com

Вскоре Любеткин оставит свою архитектурную деятельность и даже уедет из Лондона. В 2006 году Королевский институт британских архитекторов учредил премию Бертольда Любеткина.

А его квартира в Хайпоинте в 2017 году была продана за 4 миллиона долларов. Вот вам и простое и доступное жилье.