О, резюме — как много в этом слове! И сколько переживаний может вызвать его составление, причем даже в том случае, если вы делаете это раз в пару лет. Понимающие люди знают, что от размещения резюме до заветного оффера могут пройти недели или даже месяцы, поэтому так важно создать идеальный профайл, который с первого взгляда зацепит рекрутера.
Так какое же оно — идеальное резюме?
Как его составить и что в нем самое важное?
Давайте разбираться.
ПОДГОТОВКА
Даже если вы четко понимаете, какую работу ищете, заранее проанализируйте свою сферу интересов и пул компаний в ней, определите свои сильные и слабые стороны, поставьте цели и дедлайны. Только после этого переходите к составлению CV.
СТРУКТУРА
Запомните, хорошее резюме — это четко структурированный документ в формальном стиле с исчерпывающими данными о РЕЛЕВАНТНОМ (это важно) опыте, но без пространных рассуждений и орфографических ошибок.
Хорошее резюме должно быть:
- Информативным: то есть содержать достаточно фактов, характеризующих вас как специалиста.
- Продающим: после изучения должна быть понятна выгода от приема на работу именно вас.
- Запоминающимся: то есть создавать уникальный образ, чтобы читатель мог за что-то зацепиться.
ВОСПРИЯТИЕ
Мы не видим себя со стороны и думаем, что лучше остальных. Представьте себе количество «единственных и неповторимых» претендентов на интересную вакансию. Поэтому настройтесь на конкуренцию, в ней нет ничего плохого.
ПОДАЧА
Кандидатам часто кажется, чем подробнее будет CV, тем больше вероятность понравиться работодателю. Это ошибка. Оставьте детальные рассказы для собеседования, а не для этапа рассмотрения резюме. Работодатель ждет от нас краткости, ясности и уникальности. HR-специалисты уверяют, что при первом прочтении они обращают внимание только на первую страницу (а если соискателей действительно много — вообще на несколько ключевых абзацев).
ОСОБЫЙ ПОДХОД
Сколько бы пачек резюме ни лежало перед рекрутером, унифицированное видно сразу. Составляйте CV на каждую конкретную позицию, находите точки максимального соответствия с компанией и обозначайте их. Упростить можно, сделав общий шаблон, который вы будете подгонять под ту или иную компанию.
Теперь конкретнее по пунктам
Идеальный образец резюме состоит из следующих блоков:
- Фото, ФИО, дата рождения, место проживания, гражданство, условия
- Контактная информация
- Желаемая должность и зарплата
- Ключевые навыки
- Высшее образование
- Опыт работы (где, когда, кем, что делал)
- Дополнительное профильное образование
- О себе в свободной форме (увлечения, интересы)
- Рекомендации
Комфортный объем — 2 страницы. На первой — основа: фото, ФИО, желаемая должность и оплата, ключевые навыки, «вышка», одно-два подробно описанных последних места работы. На второй странице — далее по списку.
Фото, ФИО, дата рождения и т.д.
Если информацией из паспорта резюме испортить нельзя, то вот неудачным фото — вполне. Фотография (а также аватарки в соцсетях и мессенджерах) — это первый визуальный образ, который будет ассоциирован с вами. Кстати, многие компании даже не рассматривают резюме без портрета соискателя. Сфотографируйтесь на нейтральном фоне, с приветливым, но серьезным выражением лица в деловой одежде спокойных тонов. Не делайте «фото на паспорт», лучше — полубоком и смотреть в камеру, излучая уверенность.
Желаемая должность и зарплата
З/П: здесь вы или не заполняете (что плохо), или ставите цифру с точным пониманием ваших возможностей, учитывая рынок. Здесь важен баланс — не переоценивайте и не снижайте собственную стоимость.
Должность: тут необходимо соотноситься с условиями вакансии. Если на позицию «Frontend-разработчик» вы шлете резюме «Веб-программист», то сразу возникает ощущение, что вы не тот человек. Поэтому обозначайте желаемую должность для каждого отдельного случая. Если вы размещаете CV на платформах для поиска работы, создайте несколько резюме под желаемые должности (если ваши навыки это позволяют, конечно).
Контактная информация
Укажите все каналы связи, которые для вас приемлемы: помимо e-mail и телефона могут быть Skype, VK, LinkedIn и мессенджеры, в которых с вами можно связаться. Кстати, по поводу электронной почты: никаких beer_monster@address.ru и прочих странных прозвищ в ней быть не должно.
Имейте ввиду, что тех, кто попадает в воронку отбора, всегда пробивают по соцсетям. Поэтому, самостоятельно давая ссылки на свои профили, вы облегчаете задачу рекрутеру и подкупаете своей открытостью. Но чтобы честность не вышла вам боком, «почистите» свои страницы, убрав оттуда резкие политические высказывания, двусмысленные шутки и прочие спорные моменты.
В этом же блоке можно указать ссылки на портфолио проектов, к примеру, для разработчиков крайне желательно указать ссылки на личные профили открытых репозиториев (GitHub, Bitbucket).
Ключевые навыки
Этот пункт суммирует и дает сжатое представление о том, что вы знаете и умеете. Его следует расположить перед подробным описанием карьерных заслуг в разных компаниях. Эксперты в области управления персоналом выделяют у сотрудников два вида навыков: hard (жесткие) и soft (мягкие). В начало резюме выносите hard skills, soft можно дать и в конце в качестве финального аккорда. Для разработчиков и других техспециалистов уместно не просто перечислить технологии, но и указать общий стаж по ним. Например: JavaScript (3 года, 8 проектов на последнем месте работы), PostgreSQL (2 года, 6 проектов для 2 работодателей).
Высшее образование
Многие специалисты советуют давать этот пункт максимально кратко, чтобы просто проинформировать о том, что у вас есть «вышка». В любом случае самое важное — опыт.
Опыт работы (где, когда, кем, что делал)
Вместо сухого перечисления дат, мест и должностей, рекрутеры хотят видеть краткое содержание вашей карьеры. По каждому месту работы желательно описать, чем вы занимались, какую пользу принесли, в каких проектах участвовали и какие части проектов делали. Начинайте с той организации, где работали до недавнего времени (или работаете до сих пор). А для описания опыта можно воспользоваться этой шпаргалкой:
• задачи, для решения которых вас взяли в компанию;
• что вы сделали для решения этих задач (и сверх того);
• что в результате компания получила от ваших решений.
Дополнительное профильное образование
Сюда разместите все пройденные вами профильные курсы, мастер-классы и прочие образовательные достижения, которые повысят вашу профессиональную квалификацию в глазах потенциального рекламодателя.
О себе
В этой части CV вы вольны написать о своих увлечениях и пожеланиях к новому месту работы. Укажите, какие задачи вы предпочитаете, чем увлекаетесь в целом, с какими технологиями хотели бы поработать, что вы не любите, какую дополнительную пользу вы можете принести. Также тут можно аккуратно «раскланяться» перед потенциальным работодателем и немного пошутить о себе ( «люблю готовить и угощать коллег, поэтому на предыдущем месте вся команда вместе ходила на фитнес»). Главное — не перегнуть палку.
Рекомендации
Если у вас есть возможность приложить сканы рекомендательных писем и характеристик, залейте их в «облако» и дайте ссылку на папку в самом резюме. Ниже обязательно упомяните не просто компанию, но и тех руководителей, которые могут рассказать о вашей эффективности. Иначе мнение о вас может выдать первый попавшийся на линии человек или вредный офис-менеджер. И не забудьте предупредить людей, которых вы указываете в рекомендациях.
По окончании составления резюме не забудьте прогнать его через программу проверки орфографии и после — протестировать на ком-нибудь из знакомых, желательно с опытом в наборе персонала. Помните: первое впечатление всегда самое важное, у вас не будет на это второго шанса. Поэтому правильно составленное резюме, написанное грамотным, но при этом легким языком, выделит вас из серой массы соискателей, вызывая симпатию и оставляя о себе позитивный след на эмоциональном уровне.