Найти в Дзене
Marketing in Life

Манипуляции в переговорах. Практика применения.

Оглавление

Манипуляции в переговорах – это широко распространенная практика, которая используется для достижения желаемого результата. Однако, манипуляции могут привести к недоверию, конфликтам и неудачным сделкам. В этой статье мы рассмотрим, какие типы манипуляций могут быть использованы в переговорах, и как ими можно управлять.

Для блога Shnobell.blog
Для блога Shnobell.blog

Манипуляция отвлечения

Суть манипуляций отвлечения - подменить аргументацию отвлекающим «словесным маневром». Часто используются афоризмы, притчи, юмор или любые примеры, вписывающиеся в контекст переговоров.

Иногда в компаниях создаются специальные сборники подобных удачных находок, которые могут использовать все сотрудники, сталкивающиеся с типичными сложностями на переговорах.

Поскольку данный тип манипуляций может быть использован переговорщиками с различными стилями, специального алгоритма противодействия здесь не существует. Необходимо четко направлять диалог в нужное вам русло, ориентироваться на собственные границы торга, сравнивать предложения оппонента с «наилучшей альтернативой». И тогда вы не подпадете под очарование метких фраз и метафор манипулятора.

Для блога Shnobell.blog
Для блога Shnobell.blog

Манипуляции с привлечением третей стороны

Манипулятор подключает к переговорам дополнительных игроков или ссылается на них в процессе обсуждения. Этот вид манипуляций часто используется как дополнительное средство для усиления манипуляций других видов.

Трюк "злой - добрый" - игра на контрасте. Мелкая уступка "хорошего" на фоне жесткости "плохого" будет выглядеть, как крупное одолжение, хотя на самом деле это может быть далеко не так.

«Злой»: — Вы должны согласиться на наши условия и цены, максимальные скидки уже заложены в нашем предложении.

«Добрый»: — Тем не менее, мы ведем переговоры, значит, согласны обсудить выдвигаемые требования».

Раскрыв уловку другой стороны, вы уже нейтрализуете ее. Преодолейте искушение быть дипломатичным и не в меру покладистым. Ориентируйтесь на объективные критерии. Когда "хороший" делает свое предложение, спросите его о том же, о чем и "плохого".

Пример: "Я ценю ваше стремление быть разумным, но все же хотел бы знать, как вы рассчитывали цену. Что лежит в ее основе? Я могу заплатить и больше, если этот расчет обоснован"

Двое на одного

На Вас направлен поток слов, информации в разнобой одновременно от двух оппонентов.

Сконцентрируйтесь на одном, кто более готов к конструктивному разговору.

Серый кардинал Заинтересованная сторона может повлиять на Вас через человека, которому Вы полностью доверяете.

«Одна голова хорошо, а две лучше»

Ссылки на авторитеты и экспертов

Уклонение от решения вопросов со ссылкой на отсутствие полномочий или перекладывание ответственности за принятие решений на других лиц.

Что скажет Иван Иванович

«Возможно Иван Иванович не знает о всех преимуществах моего предложения. Я бы ему с удовольствием рассказал :1.., 2..»

Нужна санкция шефа

«Я понял, что для принятия решения с моим предложением должен ознакомиться ваш руководитель. Как вы считаете, на что в первую очередь обращает внимание ваш шеф? Какие у него могу быть предпочтения?.»

Мнение большинства и традиции

Подстраивайся, оставаясь при этом собой и отстаивая свои интересы.

Короля играет свита

Партнёр целенаправленно подбирает участников, готовых поддержать определённое предложение.

Опирайся на свои предложения и помни о праве вето. Подумай о возможных союзниках среди лиц, приглашённых партнёром.

Корпоративная культура – дескать она не позволяет осуществить то или иное действие.

«Оформить всё так, что это соответствовало внутренним требованиям вашей компании , мы готовы в кратчайшие сроки»

Для блога Shnobell.blog
Для блога Shnobell.blog

Логические манипуляции

Манипулятор воздействует не на эмоции партнера, а на его мышление, стараясь его запутать.

Стиль логики основан на четкой структуре и отсутствии каких-либо эмоций при принятии решений. Для него свойственно «убивать» собеседника четкой структурой и неопровержимой силой аргументов, с которыми не поспоришь.

Алгоритм противостояния логическому стилю:

  1. Фиксировать аргументацию собеседника (в письменном виде).
  2. Выявить слабые звенья в аргументации. Применив стиль дипломатии, расположить собеседника к себе и заставить его самого критиковать свои аргументы.
  3. Показать, почему вам не подходит предложение собеседника, используя его же предложения.
Для блога Shnobell.blog
Для блога Shnobell.blog

Дипломатические манипуляции

Манипулятор осторожно и ловко продвигает собственные интересы, сохраняя при этом хорошие отношения с партнером.

Для людей, использующих стиль дипломатии, характерно мягкое и доброжелательное отношение к собеседнику. Это подкупает и заставляет соглашаться со сказанным. Сила этого стиля в том, что противопоставить что-либо волне очарования, исходящей от такого человека, очень сложно.

Алгоритм противостояния стилю дипломатии:

  1. Остановить собеседника. Не дать возможности «дипломату» использовать его излюбленное оружие - рассказывание историй.
  2. Структурировать беседу. Ввести некие правила ведения беседы, захватить лидерство и вести разговор только вокруг тех тем, которые важны для вас.
  3. Поменять свой стиль на стиль легкого давления. Важно договориться обо всем на переговорах, не откладывая на потом окончательное решение обсуждаемых вопросов.
Для блога Shnobell.blog
Для блога Shnobell.blog

Манипуляции давления

Манипулятор стремится повлиять на эмоционально-психологическое состояние партнера, ослабив его уверенность в себе и/или стремление к достижению целей.

Люди, использующие стиль давления, всегда стремятся захватить лидирующую позицию в переговорах. Они организуют беседу таким образом, чтобы собеседники двигались в сторону, удобную ему.

Факторы давления:

Внешние

  • Более громкий голос.
  • Более активная жестикуляция.
  • Атакующая поза.

Внутренние

  • Задавание вопросов.
  • Частое перебивание собеседника.
  • Глубокая уверенность в собственных словах.

Алгоритм противостояния стилю давления:

  1. Внимательно выслушать собеседника, использующего стиль давления. Не перебивать его. Демонстрировать внимание (доброжелательное выражение лица, отсутствие резкой жестикуляции и полное спокойствие).
  2. Кратко резюмировать сказанное, убрав негативные слова и мысли. Чтобы в резюме осталась только суть без эмоциональной окраски.
  3. Спокойно преподнести свою позицию по обсуждаемому вопросу.
  4. Повторить алгоритм в случае повторной атаки.
Для блога Shnobell.blog
Для блога Shnobell.blog