Еще свежи в памяти каждого из нас тревожные и напряженные дни, связанные с эпидемией COVID-19. Еще остались в аптечках запасы медицинских масок и септика. Еще возникают периодически в мире отдельные вспышки вирусных «атак», но самое страшное уже пережито.
Москве 1959 года пришлось перенести эпидемию не столь продолжительную, но горазд более опасную. Тогда в столицу пожаловала «черная смерть» - оспа. Подробности расскажем в нашем материале.
Победа и поражение
Как известно, прививки от оспы в России начали делать еще при Екатерине II. Собственно, императрица и ее сын Павел стали первыми, кто подвергся процедуре прививки. Дело не только в желании убедить подданных в необходимости профилактики, но и в элементарном здравомыслии: от оспы ушел из жизни на пятнадцатом году юный царь Петр II, а лицо супруга Екатерины Петра III носило следы перенесенного страшного недуга.
Эффективность вакцинации от оспы оказалась столь велика, что уже к 1936 году вирусологи заявили о полной победе над этой болезнью. Небольшие очаги, периодически возникавшие в отдаленных приграничных районах, быстро локализовались применением жестких карантинных мер, а затем эффективно ликвидировались.
Тем более странным и страшным стало неожиданное появления оспы в 1959 году в «сердце Родины».
Нулевой пациент
Вычислить путь возникновения эпидемии черной оспы удалось не сразу. Только в Боткинской больнице зараженных оказалось 46 человек из числа сотрудников. Врачи не сразу распознали страшный вирус, поэтому четырех человек спасти не удалось. Одним из них был пациент больницы, известный художник Кокорекин, недавно вернувшийся из Индии. Двое других погибших — доставившие художника в больницу медики. Лишь после подключения к расследованию сотрудников комитета Госбезопасности удалось выяснить, каким образом проник в столицу гибельный вирус.
О вреде коррупции в медицинском аспекте
Вначале подозрения не коснулись Кокорекина, ведь при выезде в командировку в Индию художник сделал все необходимые прививки, в том числе и от оспы. Об этом имелась соответствующая медицинская справка. Но при более детальном расследовании «компетентные органы» быстро разоблачили подлог:справка оказалась «купленной». Выяснилось, что недавно женившийся на женщине много моложе себя, Кокорекин опасался негативного воздействия на свою «мужскую силу» и уклонился от вакцинации, что его и сгубило. Но где и как умудрился художник «подцепить» оспу в Индии? Это достойно отдельного уточнения.
Портрет художника
В 1959 году Алексей Алексеевич Кокорекин был уже не первой молодости, ему исполнилось 53 года. Его творческий путь начинался в стенах Кубанского художественно-педагогического техникума, который он окончил в 1929 году. Уже тогда определился жанр, в котором талант Алексея проявился особенно ярко — он стал плакатистом.
Искусство плаката пользовалось спросом в СССР. С началом Великой Отечественной войны плакат стал идеологическим оружием, и Кокорекин «ковал» это оружие, работая в воениздате при Главном политуправлении СА и ВМФ. В его соавторстве вышла серия агитплакатов «Окна ТАСС». Художник стал знаменит, после окончания войны дважды становился лауреатом Сталинской премии. И наконец, в 1959 году он был отправлен в загранкомандировку в Индию, что для советского человека было особым знаком привилегированности и доверия.
«Посмертный подарок» брамина
Сохранились свидетельства, что индусы пригласили знаменитого художника принять участие в погребальной церемонии знатного брамина, который, как выяснилось позднее, скончался от оспы. Для любознательного художника это было чрезвычайно интересно, об опасности на тот момент он не подозревал. Делая зарисовки, Кокорекин прикасался к окружающим предметам, к вещам и одеждам покойного. «Черная смерть» не упустила свой шанс. По возвращении в Союз художник успел пообщаться с большим числом родных и друзей, передать им подарки и сувениры, и «поделиться» страшной инфекцией.
Еще раз о пользе прививок
Оперативность и организованность действий эпидемических служб в Советском Союзе была на высочайшем уровне. Как только стало понятно, с чем именно пришлось столкнуться медикам в этот раз, карантинные мероприятия были развернуты молниеносно. За неделю, начиная с 21 января, прививки были сделаны около 6,2 млн. человек. Ни один человек больше не умер от оспы, кроме четырех первых жертв эпидемии. Да и сама эпидемия остановилась толком не начавшись,благодаря своевременности и оперативности принятых мер.
Если вам понравился материал, не забывайте выразить это одобрение так👍! Будем рады увидеть ваши комментарии к прочитанному.