Найти в Дзене
Inventa Centre

Аутизм и сенсомоторная алалия: в чем отличие?

⁣⁣Проблемы возникают в ряде случаев, когда ребенок не говорит и не понимает обращенной речи, не отзывается на свое имя. И непонятно: это часть проявления РАС или есть проблема с пониманием речи и ее использованием без затруднения непосредственно социального контакта, как это бывает при сенсомоторной алалии.⁣⁣⠀

⁣⁣⠀

В обоих случаях у ребенка нет проблем с аудиограммой. То есть, на входе звук проводится. При сенсомоторной алалии нарушено проведение и восприятие речи по проводящим путям слухового анализатора и в коре ГМ. Они часто чувствительны к звукам в целом, демонстрируют признаки перегрузки при стимуляции слухового анализатора. Но при этом не понимают смысла слов, не накапливают словарный запас и не могут им пользоваться. Кроме того, есть проблемы с моторной частью речи, невнятная речь, замена букв из-за сложностей в дифференцировании звуков разной частоты.⁣⁣⠀

⁣⁣⠀

При РАС ребенок не отвечает на общение из-за отсутствия социального контакта в первую очередь. Он также может перегружаться при избытке звуковой информации или, наоборот, демонстрировать признаки гипочувствительности слухового анализатора. И отличие кроется в той части общения, которое строится на невербальных основах.⁣⁣⠀

⁣⁣⠀

Итак, выделим эти отличия:⁣⁣⠀

⓵ Понимание интонаций и жестов. При РАС это затруднено, сенсомоторные алалики невербальную часть коммуникации понимают и к ней стремятся.⁣⁣⠀

⁣⁣⠀

⓶ Общение. При СА есть желание общаться и находиться вместе с людьми. Для РАС это не характерно. Для РАС характерна в наибольшей степени блокировка социального взаимодействия.⁣⁣⠀

⁣⁣⠀

⓷ Восприятие эмоциональное. При СА дети чужие эмоции распознают и дают ответную реакцию. И могут выражать свои эмоции, но без слов. При РАС дети не понимают чужих эмоций и не могут выражать свои.⁣⁣⠀

⁣⁣⠀

⓸ Речь непосредственно при СА отсутствует. При аутизме может быть даже развитой до сложных предложений, нет проблем с произношением, но отсутствует понимание смысла. Много эхолалий. ⁣⁣⠀

⁣⁣⠀

⓹ Реакция на свое имя. Часто при СА отзываются на имя. Это связано с избирательной чувствительностью к звукам. При РАС часто не реагируют на имя.⁣⁣⠀

⁣⁣⠀

⓺ Глазной контакт. При СА есть, при РАС нет.⁣⁣⠀

В ряде случаев у детей с СА есть аутичные черты. Это связано с сочетанной проблемой в функциях мозга. С этим сложнее, но тем не менее подробный анамнез раннего периода жизни позволяет расставить акценты для построения терапии.