Как-то журналисты спросили у Софи Лорен, кого она могла бы привести в пример как иллюстрацию понятия «Латинский любовник». «Мастроянни» – не задумываясь ответила Софи.
Марчелло Винченцо Доменико Мастроянни появился на свет в маленькой коммуне Фонтана-Лири неподалёку от Рима. Мать, Ида Идельсон, происходила из еврейской семьи, покинувшей в начале 20-го века родной Минск ради лучшей доли. В Италии, где решили обосноваться Идельсоны, девушка познакомилась с Оттоне Мастроянни. В 1924 году у них родился первенец Марчелло. Чуть позже семья переехала в Турин, там на свет появился еще один мальчик, Руджеро, в будущем известный итальянский кинооператор.
Несостоявшийся архитектор
С деньгами дела в дружной семье Мастроянни обстояли не блестяще, и уже лет с десяти Марча, как его звали домашние, подрабатывал где только мог: разносчиком газет, мальчиком на побегушках на стройке, чертёжником, помощником бухгалтера, даже снимался в кино – в массовке, разумеется. Об актёрской карьере парень и не думал – он мечтал стать архитектором. Однако участие в съёмках чем-то его зацепило, и уже после войны Марча не без удовольствия играл в самодеятельном театре. Но только в свободное от учёбы на строительном факультете Римского университета время – он старательно шёл к осуществлению своей мечты.
Нет сомнений, что вожделенную с юности профессию Марчелло сумел бы получить – не за горами был дипломный проект, когда без пяти минут зодчего увидел на сцене будущий корифей итальянского и мирового кино Лукино Висконти, тогда возглавлявший собственный театр «Элизео». И без долгих раздумий пригласил Марча к себе на работу.
А тот сделал самый правильный выбор в своей жизни.
Слишком талантливый Латинский любовник
Завистники не успокоятся все долгие годы феерической карьеры непрофессионального актёра в кино высшего уровня – Висконти, по их мнению, всего лишь повёлся на красивое киногеничное лицо, ведь людей так замучили беды и проблемы, вызванные войной, им хотелось лёгкости, игривости, чувственности и физической притягательности – в общем, всего того, чего с избытком хватало в Мастроянни, а вовсе не таланта. К нему намертво прилипло определение «Латинский любовник» – так именовали невероятно привлекательного и темпераментного мужчину-южанина – итальянца или испанца, который только и делает, что кружит женщинам головы и рассыпается в комплиментах. Он безупречно воспитан и обходителен, при этом мужественен и безрассудно смел, особенно в отношениях с женщинами.
Но первые же роли в кино расставили всё по своим местам – молодой Мастроянни проявлял недюжинный драматический дар, который подобно отличному вину со временем становился только интереснее и ярче.
Его приглашает на главную роль в фильме «Сладкая жизнь» (1960) Федерико Феллини. Познакомила их жена режиссёра, Джульетта Мазина, которая когда-то играла с Марча в самодеятельном студенческом театре. Оглушительный успех картины и «Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля говорят сами за себя: Мастроянни – настоящая большая звезда, и это навсегда. Дальше будут «Восемь с половиной» ( премия «Оскар» 1963), «Рим» (1972) и ещё ряд шедевров, где Феллини снимет своего самого любимого актёра.
Мастроянни отметился главными ролями в работах практически всех режиссёров-классиков золотого века итальянского кино – Микеланджело Антониони, Лукино Висконти, особенно успешными были творческие союзы с Пьетро Джерми – «Развод по-итальянски» (премии «Оскар» и «Золотой Глобус» 1961) , и Витторио де Сика - «Вчера, сегодня, завтра» (1963), «Брак по-итальянски» (1964).
«Я не считал своих женщин, я их просто любил» (М. Мастроянни)
Женился Марча рано. Флора Карабелла также была актрисой, но после рождения дочери оставила работу, полностью посвятив себя семейным заботам. И, увы, конфликтам – муж категорически не умел хранить верность жене. Скандалы были частыми и бурными, браку Флоры с самым обаятельным мужчиной Италии угрожал неминуемый крах. Но как ни удивительно, она так и осталась единственной женой Мастроянни. Почему? Да потому, что Флора приняла правила игры. В конце концов, из самых страстных своих романов, подробности которых на все лады смаковала жёлтая пресса всей Европы, он всегда возвращался в семью. Марча мог безумно увлекаться, не забывая при этом посылать подарки и цветы супруге и помогать из любой точки мира со школьными задачками дочери – как-никак он был почти архитектор и неплохо знал математику.
Однако в один далеко не прекрасный для Флоры день этот непотопляемый союз блудника и святой налетел на айсберг по имени Катрин Денёв.
Фей Данауэй и Катрин Денёв
В Катрин Марча, которому было уже далеко за сорок, влюбился как мальчишка. Они вместе снимались во Франции, а через год после съёмок, в 1972-ом, на свет появилась Кьяра – поздний и обожаемый сверх всякой меры ребёнок Мастроянни. Он развёлся с Флорой, чтобы сделать Катрин предложение по всем правилам... и получил решительный отказ. Марчелло страшно переживал, а первой, к кому он пришёл за сочувствием и поддержкой, была его всё понимающая и всепрощающая жена Флора.
Возможно, поведение Катрин стало бумерангом за его отказ несколько лет назад жениться на другой своей пассии, американской звезде Фей Данауэй, которая как раз настаивала на официальном браке. Но Марчелло не хватило смелости оставить семью, и раздосадованная Данауэй в многочисленных интервью обзывала его итальянским маменькиным сынком, неспособным на решительные действия.
Последние дни
72-летний Марчелло Мастроянни ушёл из жизни в Париже 19 декабря 1996 года от рака поджелудочной железы. Последние дни рядом с ним провели любимая дочь Кьяра Мастроянни и её мать Катрин Денёв.
«За вами приезжают утром на лимузине, отвозят на студию, суют красотку в объятия. И они ещё называют это работой!» (М. Мастроянни)
«Мастроянни полночи выпивал, и на съёмочную площадку его доставили спящим. Сонного актёра загримировали, но, как только включилась камера, отыграл с филигранной точностью, с нужными эмоциями. В паузах, однако, тут же засыпал. Перевоплощение было его даром: «Никуда я не вживаюсь…Просто вхожу и играю.» – так вспоминал работу Мастроянни в советско-итальянской картине Витторио де Сика «Подсолнухи» поражённый увиденным Андрей Кончаловский.
Простые крестьянские парни и рабочие, изысканно-утончённые сеньоры из общества, неверные мужья и уверенные в себе мужчины получались у него одинаково достоверными. Это были не персонажи, нет, - живые люди, в которых было очень много от самого Марчелло, человека при всех его недостатках бесконечно искреннего. А ещё он всей душой любил жизнь, женщин, дело, которому волей судьбы посвятил себя. В этом простой секрет успеха его феноменальной карьеры.
Свою книгу воспоминаний он озаглавил «Счастливая жизнь».