Интервью с СБ и портреты самих «безопасников» обрастают мифами и в представлении многих уходят все дальше от реальности из-за фильмов и сериалов, где создаются довольно топорные образы подобных героев. Как же на самом деле проходит собеседование кандидата со службой безопасности и какими навыками должен обладать тот, кто его проводит?
Своим опытом делится Сергей Сергеев, интервьюер-верификатор, эксперт по безопасности, основатель проекта ЛАБСИ (Лаборатория специального интервью и верификации) и телеграм-канала «ЛАБСИ: интервью и верификация».
Приоритетная цель классического интервью службы безопасности – выявление рисков.
Заказчики/интересанты, представители той или иной компании, могут поставить и вторичные цели:
- оперативная психодиагностика личности;
- проверка мотивации, ценностей;
- и даже перепроверка компетенций, опыта, знаний и навыков кандидата.
Но все же «кесарю кесарево», и СБ должна проводить риск-ориентированное интервью на выявление негатива и оценку рисков.
Поэтому помимо привычных методов проведения интервью используется дополнительный арсенал:
- психологические установки;
- поведенческую аналитику и приемы верификации (вербального и невербального поведения);
- комплексные протоколы оценки лжи;
- провокации, социальную инженерию и тактические приемы получения микро-признаний по фактам прошлого;
- разные модели интервью;
- приемы риторики, техники работы с возражениями, «барьерами» и ингибиторами коммуникации;
- нахождение причинно-следственных связей, построение гипотез и их подтверждение/опровержение в ходе интервью и многое другое.
Когда лучше проводить интервью.
Категорически запрещается проводить риск-ориентированное интервью вместе с обычным – эффект выявления и получения достоверной информации будет стремиться к нулю. Лучше разделять данные мероприятия, сначала пусть HR выявляет мотивацию, компетенции, ценности и т.д., а уже потом отдает кандидата в руки специалиста службы безопасности, либо проводит риск-ориентированное интервью самостоятельно – если у него достаточно навыков.
Продолжительность.
Средняя продолжительность риск-ориентированного интервью с кандидатом: 50-70 минут. Дольше бывает в редких случаях, например для кандидатов на топовые позиции либо для должностей, которые критичны для инфраструктуры заказчика.
Нюансы.
По каждой проверяемой теме необходимо заранее составить опросные алгоритмы (чек-лист) из вопросов: нейтральных, контрольных, проверочных, открытых, закрытых, провокационных и т.д. Вопросы задаются по скриптам в определенном порядке и по особым правилам. После каждого вопроса берется пауза и проводится поведенческий анализ вербального и невербального поведения. Также для этих целей может использоваться видеозапись интервью для последующей аналитики реакций.
Примерный алгоритм интервью службы безопасности.
1. Вводная часть, знакомство.
- объясняем, чем вызвано интервью с СБ, для чего оно нужно;
- самопрезентация интервьюера;
- поясняем порядок проведения интервью;
- получаем согласие кандидата;
- устанавливаем раппорт (эмоциональную связь с интервьюируемым, специфический контакт, включающий определенную меру доверия);
- определяем базовую линию поведения и калибровку ответов для последующей верификации и выявления недостоверности.
2. Основная часть
Состоит из тематического зондирования по направлениям, которые задал заказчик. Также направления могут диктоваться спорными или подтвержденными фактами в биографии кандидата, которые вскрылись в ходе предварительной проверки.
Что мы проверяем и о чем говорим:
- факты биографии (в том числе касающиеся семьи, досуга кандидата, негатив в прошлом во время учебы в вузе, опыт и многое другое);
- прошлые места работы: как работал и увольнялся, конфликты и отношения с коллегами/руководителями, факты правонарушений, хищений, откатов, взяток, краж, коррупции и так далее. Особенно для тех должностей и позиций, где такой риск наиболее велик;
- компрометирующая информация о кандидате в Сети;
- правонарушения и причастность к криминалу;
- участие в судах;
- факты слива коммерческой тайны и выявление связей с конкурентами;
- задолженности, штрафы кредиты, займы, в том числе в микрофинансовых организациях;
- аффилированность и конфликт интересов;
- выявление фактов скрытого двойного гражданства, особенно актуально для претендентов на топовые позиции;
- выявление «святой триады» зависимостей: алко-, нарко- и игровые, в том числе прошлые факты, текущие зависимости, завязки, закодированность и так далее;
- подделка документов и данных – включая те, что указаны в резюме;
- предрасположенность к правонарушениям, девиантному или токсичному поведению;
- проверка вопросов лояльности к работодателю;
- выявление серьезности намерений к работе и вероятности быстрого увольнения (по моему опыту такие прогнозы при корректно проведенном интервью сбываются в двух случаях из трех);
и так далее.
3. Заключительная часть.
- завершающие вопросы;
- ответы на вопросы респондента.
К сожалению, не во всех компаниях это умеют делать даже «безопасники» – просто задать вопросы и получить ответы для риск-ориентированного интервью мало. Важно уметь распознать ложь человека, определить, насколько он благонадежен, исходя не из интуиции, а из фактов и поведенческих реакций.