Найти в Дзене

Возрождение старого жанра?

Серия Славы Ерещука «МИЛЫЕ КОСТИ» на выставке «Личное. Честное. Частное»

На выставке "Личное. Честное. Частное". Зал, где представлены работы из серии "Милые кости". Фото А.Яновский
На выставке "Личное. Честное. Частное". Зал, где представлены работы из серии "Милые кости". Фото А.Яновский

Не скрою, работы из этой серии вызывают у зрителей очень разные реакции – от восхищения до недоумения. Многие просят рассказать, разъяснить, объяснить зачем и почему - это нормально. Дайджест из этих «разъяснительных» текстов решили разместить и здесь, для еще более широкой публики.

Название серии не покажется странным тому, кто видел фильм Питера Джексона 2009 года, в релизе которого сказано, что это «история жизни и всего, что следует за ней» или читал одноименную повесть Элис Сиболд.

Э. Сиболд. Милые кости. Фото из открытых источников
Э. Сиболд. Милые кости. Фото из открытых источников

Осмыслению и исследованию смерти в самых разных аспектах этого явления вообще посвящено много произведений, в том числе и в области изобразительного искусства. Как известно, смерть – это часть жизни, каждый человек рано или поздно задумывается о ней, ибо она неизбежна, каждый так или иначе готовится к ней. Художник делает это своим собственным способом – живописно, пластически.

В эпоху барокко, в 16-17 веках, в Европе оформился и был очень популярен подвид натюрморта, носивший латинское название «vanitas», в переводе с латыни – «суета».

Ян Давидс де Хем. Ванитас. Натюрморт. 1630. Национальный музей, Стокгольм. Фото из открытых источников
Ян Давидс де Хем. Ванитас. Натюрморт. 1630. Национальный музей, Стокгольм. Фото из открытых источников

Выражение «Суета сует, все – суета…» встречается в Ветхом Завете, оно означает осознание бренности всего живого и по смыслу аналогично известным словам царя Соломона «Все проходит». Это в полной мере относится и к человеческой жизни.

Античная идея «memento mori», также призывающая «помнить о смерти», означала призыв к осознанию смертности человеческой природы: даже император Рима не должен и не может мнить себя Богом, ибо он всего лишь смертный человек. В искусстве натюрморта эта мысль часто выражалась через аллегорию и различные символы. Например, центром композиции зачастую становится человеческий череп и другие атрибуты смерти – например, увядающие цветы, погасшие свечи, зеркало как символ призрачности бытия и другие символы, напоминающие о неизбежном и призывающие задуматься о спасении души – это идея совпадает с учением христианской церкви.

Древнеримская мозаика "Помни о смерти". Фото из открытых источников
Древнеримская мозаика "Помни о смерти". Фото из открытых источников

В наше время жанр «ванитас» не столь популярен, как в эпоху барокко, но он жив и у него довольно много поклонников во всем мире.

«Я никого не хочу напугать, - говорит о серии «Милые кости» Слава Ерещук, - все это действительно совсем не страшно. Кости эти воспринимаются как своеобразный арт-объект»

Слава Ерещук в зале "Милые кости" на выставке "Личное. Честное. Частное" в Музее Актуального Реализма. 2023 г. Фото А. Яновский
Слава Ерещук в зале "Милые кости" на выставке "Личное. Честное. Частное" в Музее Актуального Реализма. 2023 г. Фото А. Яновский

И действительно, посмотрите, как они поданы: написаны тщательно, довольно реалистично, благодаря живописности искусственно состаренного холста работа в целом выглядит очень декоративно .

В.Ерещук. из серии "Милые кости". 2022, холст, масло, акрил
В.Ерещук. из серии "Милые кости". 2022, холст, масло, акрил

Если эти изображения и напоминают зрителям о бренности жизни, то по стилю это скорее похоже на философское размышление, а отнюдь не на нагнетание негативных эмоций и страхов.

В. Ерещук. Из серии "Милые кости". 2022, холст, масло, акрил
В. Ерещук. Из серии "Милые кости". 2022, холст, масло, акрил

В конце концов, эти картины должны и могут сыграть роль некоей арт-терапии: они наводят нас на мысль, что смерть может быть и достойной, и красивой, и осознанной. Принятие смерти и осознание ее как части жизни – это и есть та простая и очевидная идея, которую хотел донести до нас автор. Так же, как и авторы фильма и романа, о которой мы упоминали в начале статьи.

В. Ерещук. Из серии "Милые кости". 2022, холст, масло, акрил
В. Ерещук. Из серии "Милые кости". 2022, холст, масло, акрил

До 2 апреля работы можно увидеть на выставке "Личное. Частное. Частное" в Музее Актуального Реализма