Как говаривала седая посельщина, щи да каша – пища наша, посоли их, поперчи - будут добрые харчи. Токмо трапеза для наших предков почиталась таинством, оттого за столом в красном куту* под святыми образами домочадцы держали себя как в церкви.
А снедь в избе во всякую пору была разной. Весной, в ожидании новин, стол небогат, а в осень апосля жатвы можно и пировать. Главное - помнить о запасах до чередного урожая.
На Ярославщине, в Ростовском стороне, в обыднях* главным яством был хлеб, а засим - картопля да капуста. Средь скоромного чаще вкушали говядинку, реже баранину. До свининки бывали особо охочи, но купить ея могли токмо крепкие большаки с достатком. Телятину в тех краях не особо любили, оттого, заколов телятку, мясо продавали.
Птиц тамотко* едали немного, уток и гусей не держали, а кур щадили для яиц. Дичь почитали за нечистое кушанье.
Обед по торжеству и субытию с гостями свершался по строгому дедовскому обиходу. За стол саживались особым порядком. Наперво гости: сваты и сватьи (отцы да матери зятевей и снох); зятевья с женами, то бишь с дочерьми домохозяина; братья сватов и сватьев. Вослед домохозяин-большак и его сыны с женами. Большуха с девицами за стол не саживалась, а хлопотала за трапезой и подавала на стол.
У кажинного домочадца имелась своя ложка с особой отметиной. Чужие ложки не брали, поелику* от них могло заболеть во рту.
Вот так-то. Подписывайтесь на Платона Караваева, и будет вам правда седая про посельщину былую…
*Помин забытых слов:
Кут - угол
Обыдни - будни, рабочие дни
Тамотко - там
Поелику - потому что