Найти тему
Загадки истории

За что Чкалов дважды попадал под трибунал

Оглавление

Валерий Павлович Чкалов – был одним из лучших советских летчиков, мастером, асом. Однако он при этом дважды попадал под трибунал. За что? Чем эти случаи закончились?

Об этом читайте далее в статье.

Первый срок

Его Валерий Чкалов получил после случая, произошедшего в 1925 году. Если честно: банальщина. Молодой Чкалов любил выпить – это давно известно. Однажды лётчик пришел на службу в пьяном виде. Его, естественно, отстранили от группового тренировочного полета. Дело было в 1-й Ленинградской истребительной эскадрильи.

Чкалов, судя по всему, был в таком состоянии, когда человек, изрядно набравшись, считает, что он трезв, как стёклышко. Лётчик не принял отказа, он набросился на командира с претензиями и кулаками. Так эта история и дошла до трибунала.

Валерия Павловича приговорили к году лишения свободы. Наказали за «за дискредитацию авторитета и звания командира-бойца Красной армии».

Правда, позже срок сократили до 6 месяцев. А потом – и до двух месяцев.

Чкалову многое прощалось просто потому, что он был выдающимся летчиком. Равных не было.

Впрочем, люди, которые сокращали Чкалову срок, очевидно, хотели сделать благо. А получилось всё наоборот. Как у Гёте. В «Фаусте» было написано про «часть той силы, что вечно хочет зла, но вечно совершает благо». Только люди, решавшие судьбу Чкалова, хотели добра, а творили зло.

Валерий Павлович, отбыв короткий срок – 2 месяца, не сделал никаких выводов. Он продолжал хулиганить, в том числе и во время выполнения серьезных и ответственных задач. За это Чкалов тоже получил.

Второй срок

Дело было в Брянске в 1928 году. Валерий Павлович служил в 15-й авиабригаде, которой поручили перегнать самолеты из Гомеля в Брянск. Не всей авиабригаде получили. Из Белоруссии шло авиазвено под командованием летчика И.И. Козырева.

Летели низко. В какой-то момент Чкалов то ли заскучал, то ли захотел показать своё мастерство – история умалчивает. Факт: Валерий Павлович задумал пролететь под железнодорожными проводами. Но у него ничего не вышло. Самолет ударился о провода и упал на землю. К счастью, Валерий Павлович не погиб.

Впрочем, как вы, возможно, знаете, Валерий Павлович ушел из жизни в 1938 году во время испытательного полета. Но это отдельная история. Там, конечно, Чкалов мог отказаться от полета. И никто бы ему ничего не сказал плохого. Летчика отговаривали лететь, потому что и машина была еще «сырая», и погода была нелетная.

Но Валерий Павлович Чкалов не мог отказаться, да и полет был, в целом, успешным. Не получилось приземлиться.

Но вернемся к 1928 году. Тогда Чкалова опять судили. Его и Козырева объявили виновными в случившемся. Только Козырев избежал ответственности вовсе – и хорошо, справедливо. А Чкалова приговорили к 1,5 года лишения свободы.

Но за Валерия Павловича вступились очень авторитетные люди. Во-первых, тогдашний замминистра ВВС Яков Алкснис. Во-вторых, народный комиссар Климент Ворошилов. В тюрьме Чкалов пробыл 16 дней. Ему заменили реальный срок на условный.

-2

Валерий Павлович после этого в армию не вернулся. Трудился инструктором в Осоавиахиме в Ленинграде. Была возможность летать. Только не на военных самолетах.

Впрочем, все прекрасно понимали, что место Чкалова в Красной армии, что его нужно восстанавливать в звании, в должности.

В 30-х годах прошлого века Валерий Павлович вернулся в войска.

Чкалова направили в московский Научно-исследовательский институт ВВС РККА. Валерий Павлович стал летчиком-испытателем. За два года он совершил более 800 полетов, испытал более 30 новых самолетов.

Из одного такого полета Чкалов не вернулся. Он до последнего пытался посадить экспериментальный самолет. Ничего, к сожалению, не вышло. Лётчик ушел из этого мира молодым.