Найти тему
Михаил Исаев

Выбритые боги

Собрал коллекцию каменных изваяний разных эпох и пришел к выводу, что боги в древней Сибири изображались бритыми. В окуневской культуре, III тыс. до нашей эры нет ни одного изваяния, про которое можно было бы сказать «волосатый» или «с бородой».

Очевидно, уже тогда у мужчин возникла традиция бриться и стричься. Вероятно, для этого использовались обсидиановые и бронзовые ножи. Думаю ,это была длительная процедура Обсидиановый нож не бывает ровным, а бронзовые - трудно наточить, чтобы они резали щетину также, как лезвия жилет. Видимо, кожу приходилось хорошо отпаривать и срезать чуть ли не по одной волосинке.

На Алтае нашел идола, которого с натяжкой можно признать за мужчину с бородой. В целом же мода на растительность возникает в конце первого тысячелетия. На двух камнях, будто скопированных с образов индийского кино можно усмотреть усы.

В раннем средневековье усы становятся модным атрибутом. За ними ухаживают - даже на камнях видно. Некоторые образы просто шедевры творческой мысли. Иногда усы дополнялись бородкой. Впрочем, существует достаточно много каменных изваяний с выбритыми лицами.

Каменных памятников монгольского период не сохранилось. Но есть описания сделанные, например Петром Палласом в начале XVIII века.

Описывая хакасов-качинцев он говорит: «Мужики бреют голову на монгольский манер, оставляя только волосы полукружном по всей челюсти и клочек под нижнею губою или на подбородке. Черные волосы многие сплетают в косы на затылке. Остальные волосы не состригают оставляя их около пядени, дабы они вокруг головы свисали.

В качестве послесловия добавлю описание Святослава — деда Ярослава Владимировича, сделанное императором Иоанном Цимисхием, после их встречи: «Умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с мохнатыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос — признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерные, но выглядел он угрюмым и диким. В одно ухо у него была вдета золотая серьга; она была украшена карбункулом, обрамленным двумя жемчужинами. Одеяние его было белым и отличалось от одежды его приближенных только чистотой»[1]

[1] С.С. Алексашин «Современные геногеографические исследования родословной рюриковичей посредством генетического маркера y-хромосомы»