Найти тему

5 эффективных упражнений для интересной речи

В 90-е годы я работала в школе организатором детского движения, в советские времена эта должность называлась – пионервожатая, а как сейчас называется, я не знаю. Мы с коллегой Женей готовили команду ребят на городскую игру КВН. Наше приветствие и домашнее задание были на высоте. Но в конкурсе «разминка», там, где надо быстро отвечать на предложенные вопросы, мы сильно просели. Наши ребята оказались не готовы к импровизации.

Благодаря заготовленным конкурсам, наша команда прошла в следующий тур и нам предстояла ещё серия игр. Надо было что-то делать с разминкой. Тогда мы с Женей собрали команду в актовом зале и стали их «гонять» самыми дурацкими вопросами, которые приходили нам в головы.

Поначалу наши дети растерянно хлопали глазами и не могли интересно ответить, почему у Бабы Яги костяная нога и где раки зимуют. Но постепенно, они начали соображать. И вскоре их ответы стали невероятно смешными. Мы собирались в актовом зале почти каждый день в течение месяца. В итоге, на следующей игре мы просто «разорвали» зал. Мы стали победителями всех игр и заняли первое место в финале.

Вот так, благодаря тренировке, наши дети «раскачали» креативность мышления и остроумие.

Интересная речь, нестандартные ответы на вопросы и оригинальные мысли, высказанные вслух, делают человека хорошим собеседником, помогают ему находить нужные слова в непростых ситуациях и позволяют привлекать к себе людей.

Наверняка, очень многим людям хочется быть остроумными и «блистать» в разговорах.

Кому-то такие таланты даны от природы, а кто-то тренирует навыки яркой, привлекательной речи и нестандартного мышления с помощью упражнений и практики.

Предлагаю эффективные упражнения для интересной, нескучной речи, которые подойдут как детям, так и взрослым.

Упражнение 1. «Что лишнее»

Берём любые три слова, например: лес, книга, кот. Нужно оставить только те слова, которые имеют между собой что-то общее, а одно слово, лишнее, которое не имеет этого общего признака – исключить. Нужно найти как можно больше признаков, которые соединяют пару слов и которыми не обладает третье.

Например: лес и книга имеют общую растительную основу, бумага делается из древесины; в лесу, как в хорошей книге, много удивительного и интересного, и так далее.

А затем можно попробовать «соединить» «книгу» и «кота»: оба находятся в доме, с ними обоими можно приятно скоротать время, и так далее.

Игра развивает способность не только устанавливать неожиданные соотношения между различными объектами, но и легко переходить от одних связей к другим.

Упражнение 2. «Что с этим можно делать?»

Берёте любые предметы (можно доставать из сумки наугад) и придумывайте как можно больше необычных вариантов использования этих предметов, подключив фантазию. Например, карандаш. Им можно размешивать чай, подпирать окно, использовать как закладку в книге, закрепить пучок волос на голове, и так далее.

Игра развивает способность нестандартно мыслить.

Упражнение 3. «Словесный поток»

Попробуйте говорить 3 минуты на заданную тему (поставьте таймер). Старайтесь говорить внятно, красиво, логично и без спотыканий. Вы можете выбирать любые темы, но лучше переходить от знакомых к незнакомым, от тех, в которых вы хорошо разбираетесь, к совершенно для вас неизвестным. Таким образом, вы погружаете свой организм в лёгкий стресс и заставляете мозг работать в ускоренном режиме. Поначалу будет трудно вспомнить хотя бы больше одного предложения на заданную тему, потом мысль будет развиваться, но логика построения предложений по прежнему будет страдать. Когда вы дойдёте до такого уровня выполнения этого упражнения, что в вашем разговоре не будет явных словесных лакун – можете всерьёз подумать о блогерстве и стримах.

Если поначалу 3 минуты для вас слишком долго, начните с 1 минуты.

Упражнение 4. «Что было бы»

Для того, чтобы креативность вашей речи ничего не ограничивало, попробуйте поразмышлять на самые невероятные темы. Например: что было бы, если бы я был птицей? Что было бы, если бы люди вели ночной образ жизни? Что было бы, если бы море могло говорить, что бы оно рассказало? Отвечая на эти вопросы, нужно отвечать не поверхностно, а раскручивать ситуации, выводя их в самые невероятные стороны.

Упражнение 5. «Даём определение словам»

Представьте, что вы объясняете инопланетянину значение слов и вам нужно дать максимально точное и детальное их определение. Начните с простых вещей, потом переходите к абстрактным. Развивайте свою мысль и не ограничивайтесь одним предложением, объясните смысл слова так, чтобы спутать его с другим было невозможно.

Эти упражнения хорошо делать в компании или записывать на камеру. Тренируйте мысли и речь регулярно, и результат не заставить себя ждать.