Зарубежное, европейское искусство представлено в музее не так объемно, как русское искусство 14 - 19-х веков. Но и здесь, в Доме Сироткина, мы нашли немало интересных художников и полотен.
Где же птичка?) Эта картина Ренуара имеет очень интересную историю. Строго говоря, это фрагмент большой картины. Женщина (Лиза Трео), любимая натурщица Ренуара, и его любовница, смотрит не на птичку. Она смотрит на неизвестную обнаженную женщину, стоящую справа. Об этом мы узнали благодаря другому художнику, Фредерику Базилю. Ренуар жил у Базиля, работал в его мастерской.
Базиль изобразил на своей картине свою мастерскую. И на его полотне видна полная картина Ренуара, висящая на стене. Почему потом Ренуар отрезал часть картины, оставив только сидящую натурщицу, кто позировал художнику в виде обнаженной модели - точно неизвестно, версии разнятся.
Художники часто обращались к трагической истории Лукреции. Секст Тарквиний, сын царя, влюбился в замужнюю Лукрецию. Получив отказ, Тарквиний изнасиловал женщину, пригрозив ославить ее на весь Рим. Лукреция рассказала об этом мужу, Луцию, и на его глазах пронзила себя кинжалом.
Возмущенный Луций вынес тело жены к соратникам, те дали клятву отомстить правителям за это бесчестье, народ примкнул к ним. Семейство Тарквиниев свергли, Рим после восстания стал республикой.
Имя этого голландского художника - не на слуху. И известно о нем очень мало. Хотя после него осталось немало интересных картин. Очень известна его "Девушка у окна", например. Предполагается, что Ян Викторс был учеником Рембрандта. Известно, что он был кальвинистом, и избегал изображать Иисуса Христа, ангелов, а также - не писал обнаженную натуру. У Викторса много полотен с изображением лекарей, священников, которые кому-то помогают, утешают.
Это связано с тем, что сам художник в 1676 году, служа в голландской Ост-Индской компании, занял там необычную должность: "зикентростера" ("утешителя больных"). Медбрат и священник в одном флаконе). Отсюда - соответствующие сюжеты.
Лично мне очень понравилась коллекция гравюр в этой экспозиции. Милые жанровые картины, гравюры офортом и пунктиром Леграна, Дюфло, черно-белые, и цветные.
В отдельном помещении в Доме Сироткина демонстрируется большое эпическое полотно! Знаменитая картина Константина Маковского " Воззвание Минина".
Картина огромная, занимает всю стену. Рядом также есть устройство с 3D-очками. Дети там стоят в очереди, чтобы посмотреть картину в этих очках). Мы стоять не стали.
Сюжет картины известен: во время польско-литовской интервенции в 1612 году земский староста -Кузьма Минин - обратился к нижегородцам с воззванием о сборе средств для защиты Родины. Константин Маковский работал по подготовке к написанию картины 20 лет. Закончил писать в 1896 году, сама картина писалась 6 лет. Художник собирал материал, для этого часто приезжал в Нижний Новгород. На полотне виден Нижегородский Кремль, и много живописных деталей ( костюмы, и т.д.).
Илья Репин сказал об этой картине и Маковском следующее: "Красочность в живописи для него выше всего. И нужно сказать, что тайну сочетания красок он постиг, как никто из нас. Но дальше этого вы не ищите у него ничего: ни стонов страдальца, ни жгучих болей души, ни воплей отчаяния, ни отважной борьбы за волю с насильниками»(с)
Адрес Дома купца Сироткина: Нижний Новгород, Верхне-Волжская набережная, дом 3. Режим работы:
Понедельник — выходной день
Вторник, Среда — с 10.00 до 18.00
Четверг — с 12.00 до 20.00
Пятница, Суббота, Воскресенье — с 11.00 до 19.00. Цены: 300 руб. - взрослый, 150 руб. - студенты, пенсионеры, дети до 7 лет - бесплатно.