Найти тему

Как снизить риск недостачи в компании

Оглавление

Провели инвентаризацию и оказалось, что не хватает денег или товаров? Значит, вы столкнулись с недостачей. Это опасное явление, с которым нужно бороться. О том, как это сделать — читайте в нашей статье.

Что такое недостача

Недостача — это ситуация, когда компания недосчиталась денег или товаров при учёте. Простой пример: от поставщика пришли 15 комплектов одежды. Вы их выставили на продажу по 3 000 рублей каждый. Через две недели на складе осталось 3 комплекта. Получается, 7 комплектов должно быть продано, но в кассе лежит не 21 000 рублей, а 18 000. Значит, либо потерялся один комплект, либо — 3 000 из кассы. Это и есть недостача.

Какие бывают причины недостачи и как с ней бороться

-2

Причина 1: плохой складской учёт

Если учёт ведётся на бумаге или даже в Microsoft Excel, точность будет невысокой. Подобный подход поможет лишь торговым точкам с небольшим количеством товаров — порядка десяти позиций. Но даже в супермаркетах ассортимент насчитывает не одну сотню товаров. И если здесь грамотно не организовать учёт, то недостача может возникнуть из-за недочётов при приёмке, заказах и продажах.

Что с этим делать: автоматизировать хозяйственную деятельность, а именно складской учёт. Для этого понадобятся специализированные программы, например 1С:Управление нашей фирмой. Она позволит:

  • оформлять поступление товаров и их перемещение по складам;
  • учитывать товары по характеристикам, сериям и партиям;
  • делать инвентаризацию, списывать и переоценивать товары;
  • анализировать движение и остатки товаров.

Причина 2: воровство

-3

Основной фактор недостачи — недобросовестные работники. Они могут забрать продукты или деньги, а свалить всё на кого-то другого. Но могут воровать и клиенты.

Что делать в отношении сотрудников: нанимать в компанию ответственных, честных и мотивированных людей. Нужно, чтобы они держались за работу и дорожили ей. Сделайте зарплату немного выше средней по рынку, начисляйте премии, благодарите — всё это необходимые меры, которые стоит использовать.

Что сделать в отношении клиентов: установить видеонаблюдение, обеспечить охрану торгового зала, а перед выходом поставить рамки-сканеры.

Причина 3: проблемы с хранением и внутренней логистикой

-4

Иногда недостача случается из-за плохой работы склада. Можно недосчитаться какого-то продукта лишь потому, что его не нашли. Что и где находится, в каких объёмах выкладывается на витрины, бывает сложно понять. Обычно такое происходит в маленьких розничных магазинах.

Что с этим делать:

  • следовать правилам складирования. Продукция должна находиться на полках и стеллажах, а также быть подписанной и промаркированной;
  • назначать ответственных за хранение: кладовщиков, администраторов и прочих работников;
  • соблюдать на складе санитарные и пожарные нормы.

Причина 4: недочёты предыдущих инвентаризаций

-5

Есть ли у вас уверенность, что недостача произошла в этом отчётном периоде? Не стоит слишком на это рассчитывать. Ошибка в учёте могла возникнуть много месяцев назад и теперь переходит из отчёта в отчёт — пока не выявилась при грамотной проверке.

Что с этим делать:

  • приглашать стороннюю компанию, которая специализируется на инвентаризации.
  • вести учёт товаров в электронном виде с помощью программы. Например, в 1С:Комплексная автоматизация. Она упростит инвентаризацию и минимизирует ошибки.
  • применять новейшие средства для проверок: сканера штрихкода, терминалы сбора данных и прочие торговые устройства.

Заключение

Следуйте простым советам из статьи и вы сможете снизить риск недостачи или вовсе от неё избавиться. Главное — не запускайте проблему, ведь от этого зависит успех вашего бизнеса.