Сегодня пойдет речь о "классном художнике I-ой степени по исторической живописи", от которого до нас дошла только пара исторических полотен на сюжет из жизни первого русского императора. И это при том, что художник прожил долгую жизнь (88 лет) и не уехал из страны после революционных событий 1917 года, продолжая работать преподавателем. Рассказ будет о Константине Николаевиче Горском.
Родился он в семье генерал-лейтенанта, в Новочеркасске и произошло это в 1854 году. В дореволюционном справочнике напишут, что отец его был любителем искусства, "владел кистью и карандашом и исполнял батальные сцены, знакомые ему по личным воспоминаниям". Очевидно, что увлечение это передалось сыну, правда он пошел по классу исторической живописи в Академии художеств. А до этого он успел отучиться в Московском училище живописи и ваяния.
Закончив обучение в 1881 году с максимальной наградой Академии, на следующий год был отправлен в Европу, где посетил немецкие города, побывал в Бельгии и Англии, но большую часть своего путешествия (его отправили на четыре года) он провел в Париже. Оттуда он прислал одно из своих исторических полотен, судьба которого теперь не известна, а написано оно было под впечатлением от исторического романа, вышедшего в те времена ("Кудеяр" Н.И. Костомарова). Но Совет Академии картину не одобрил, впоследствии она выставлялась на нескольких выставках за границей, где в итоге и осталась.
В 1887 году Горского снова отправляют в Париж "для исполнения Высочайше заказанных ему картин" на сюжет из жизни Петра I. А именно посещение царем светской школы для девочек из бедных дворянских семей (позднее ставшую монастырем), основанную маркизой де Ментенон, морганатической женой Людовика XIV. 82-летняя маркиза принимала русского царя лежа в постели. Чтобы получше рассмотреть знаменитую фаворитку французского короля, Петр I отодвинул полог ее кровати и, ничего не сказав, даже не поклонившись, быстро удалился.
В основе сюжета картины – версия, изложенная французским автором придворных хроник – герцогом де Сен-Симоном, отметившим бесцеремонное любопытство и нарушение светского этикета русским царем. Другие источники отмечают, что детали визита Петра I были согласованы, и его поведение не выходило за рамки приличия.
Так это было или нет, но на мой взгляд, художник весьма неплохо передал неловкий момент замешательства пожилой маркизы, которую как будто застали врасплох. Вторая картина, над которой художник работал в Париже называлась "Внутренность французской кузницы" и до нас дошла только ее репродукция, хотя в одном из музеев Пермского края хранится картина Горского на схожий сюжет:
К теме посещения Петром I Франции в 1717 году художник еще вернется и создаст несколько других полотен, одна из них показывает нам встречу царя и семилетнего французского правителя, которого история запомнит как Людовика XV:
Собственно на этом практически можно завершать рассказ, так как по возвращении в Россию художник сосредоточится на преподавательской деятельности в Москве, куда он переедет из столицы, и где он с 1891 года будет преподавать в Московском училище живописи и ваяния, которое когда-то закончил сам. А еще будут высшее техническое училище, Строгановское художественно-промышленное училище (преобразованное потом во ВХУТЕМАС, а затем - во ВХУТЕИН) и Московский инженерно-строительный институт. В советских учебных заведениях Горский будет преподавать до самой своей смерти в 1943 году.
К сожалению, не так много удалось показать вам картин художника, но что есть, то есть. Спасибо, что дочитали, если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь. И до новых встреч на канале "История живописи".