Найти в Дзене
История живописи

Революционные и другие работы известного соцреалиста Владимира Серова

Хоть этот день уже и не праздник, но все же никуда не деться от того факта, что 105 лет назад произошедшие в октябре события сильно изменили историю нашей страны. Можно как угодно к ним относиться, но то, что перемена была весьма и весьма значительной - я думаю с этим вряд ли кто-то поспорит. Сегодня, в память об этом, мы рассмотрим работы яркого представителя социалистического реализма - Владимира Серова. Надо сказать, что настоящая фамилия художника - Раппопорт, и родился он в селе, неподалеку от Твери в 1910 году. В какой момент художник стал Серовым - точно неизвестно, но выбор фамилии вряд ли случаен, ведь его инициалы совпадают с Валентином Александровичем Серовым. Вот что сам художник вспоминал о своей молодости и выборе пути: Мучительный для многих выбор профессии был определен мною очень рано и иной мечты, кроме мечты стать художником, у меня не было. Вполне возможно, на этот выбор повлиял его первый учитель - Савелий Шлейфер, который в 1920-е преподавал основы рисунка и живоп

Хоть этот день уже и не праздник, но все же никуда не деться от того факта, что 105 лет назад произошедшие в октябре события сильно изменили историю нашей страны. Можно как угодно к ним относиться, но то, что перемена была весьма и весьма значительной - я думаю с этим вряд ли кто-то поспорит. Сегодня, в память об этом, мы рассмотрим работы яркого представителя социалистического реализма - Владимира Серова.

"Штурм Зимнего дворца. 1917 год", В.А. Серов, 1938.
"Штурм Зимнего дворца. 1917 год", В.А. Серов, 1938.
"Зимний взят", В.А. Серов, 1954. Третьяковская галерея, Москва.
"Зимний взят", В.А. Серов, 1954. Третьяковская галерея, Москва.

Надо сказать, что настоящая фамилия художника - Раппопорт, и родился он в селе, неподалеку от Твери в 1910 году. В какой момент художник стал Серовым - точно неизвестно, но выбор фамилии вряд ли случаен, ведь его инициалы совпадают с Валентином Александровичем Серовым. Вот что сам художник вспоминал о своей молодости и выборе пути:

Мучительный для многих выбор профессии был определен мною очень рано и иной мечты, кроме мечты стать художником, у меня не было.

Вполне возможно, на этот выбор повлиял его первый учитель - Савелий Шлейфер, который в 1920-е преподавал основы рисунка и живописи в небольшом городе Весьегонске, куда переехала семья Серова.

В дальнейшем он поступит и закончит Академию художеств, только в те времена она называлась совсем по-другому: Ленинградский институт пролетарских изобразительных искусств. Там же он закончит и аспирантуру, обучаясь у известного создателя "Расстрела 26 бакинских комиссаров" Исаака Бродского.

Далее он будет преподавать в этом ленинградском институте, где и встретит начало войны. До 1943 года Серов останется в блокадном Ленинграде, где будет продолжать работать, в том числе в объединении "Боевой карандаш", занимавшимся агитационными плакатами, а также газетной и журнальной художественной сатирой.

Владимир Серов за работой над своей картиной "Последний патрон" в блокадном Ленинграде, 1942 год.
Владимир Серов за работой над своей картиной "Последний патрон" в блокадном Ленинграде, 1942 год.

В 1947 году он был активным участником создания Академии художеств СССР, которую через 15 лет возглавил, оставаясь ее президентом до самой своей смерти в 1968 году. Причем, будучи на руководящих должностях Академии, Серов жестко критиковал художников, чьи сюжеты не соответствовали основополагающим принципам соцреализма тех времен.

Три главных постулата этого жанра - партийность, народность, реализм практически всегда присутствуют в его работах, по крайней мере официальных. Но ограничивался ли он только такими картинами?

На самом деле нет, но, конечно же, его "Лениниана", начавшаяся по официальной биографии, чуть ли не с 5 лет, затмила в его творчестве всё остальное. Кроме упомянутых военных плакатов, были еще его пейзажи, портреты (Серов ведь все-таки) и иллюстрации: так, он иллюстрировал сказки Ершова, книги Пушкина и Горького, "Войну и мир" Толстого и многое другое. А были еще замечательные рисунки к "Слову о полку Игореве", которые наверняка оценил бы Виктор Васнецов.

Подытоживая напишу, что, по моему мнению, каждый для себя должен решить самостоятельно: представляют ли идеологические картины Владимира Серова художественную ценность или все же это пропаганда того времени и ничего более. Однако же сам художник напишет о своем творчестве следующее:

Если внимательно посмотреть все, что я создал за свою жизнь, было во всем этом то, что меня постоянно волновало, – это наш народ в больших событиях, в борьбе.

По крайней мере я думаю, что он сам точно в это верил. Спасибо, что дочитали, надеюсь из этой статьи вы узнали что-то новое для себя. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь, если есть вопросы - пишите в комментариях, обязательно постараюсь ответить.

#живопись #картины #художники #русскаяживопись #искусство #культура #искусствоведение #история