Найти в Дзене

Сверхзвукой СВВП: история первого лётного прототипа Як-141

Программу создания отечественного вертикального палубника иначе как многострадальной не назовёшь. За 20 лет конструкторы КБ Яковлева пришли к проекту Як-141 - сверхзвуковому истребителю вертикального взлёта и посадки, лишённого многих недостатков своих предшественников. Однако развал СССР и отсутствие финансирования не позволили запустить в серию этот истребитель. Всего были построены всего 4 прототипа, в том числе 2 лётных. О втором лётном прототипе, загоревшемся на палубе авианосца, я рассказывал в отдельном материале. В этой же статье мы рассмотрим первый лётный экземпляр, тем более что во многом история одного этого самолёта отражает историю всего проекта Як-141. Первый лётный прототип Як-141 (он же "изделие 48-2") с б/н 75 был собран в 1985 году поднялся в воздух 9 марта 1987 года. От выпущенного позднее второго прототипа он отличался наличием струйных рулей на хвостовых балках, компоновкой кабины и приборным комплексом. Испытания Як-141 начались с горизонтальных полётов, позже п

Программу создания отечественного вертикального палубника иначе как многострадальной не назовёшь. За 20 лет конструкторы КБ Яковлева пришли к проекту Як-141 - сверхзвуковому истребителю вертикального взлёта и посадки, лишённого многих недостатков своих предшественников. Однако развал СССР и отсутствие финансирования не позволили запустить в серию этот истребитель. Всего были построены всего 4 прототипа, в том числе 2 лётных. О втором лётном прототипе, загоревшемся на палубе авианосца, я рассказывал в отдельном материале. В этой же статье мы рассмотрим первый лётный экземпляр, тем более что во многом история одного этого самолёта отражает историю всего проекта Як-141.

Первый лётный прототип Як-141 (он же "изделие 48-2") с б/н 75 был собран в 1985 году поднялся в воздух 9 марта 1987 года. От выпущенного позднее второго прототипа он отличался наличием струйных рулей на хвостовых балках, компоновкой кабины и приборным комплексом.

Испытания Як-141 начались с горизонтальных полётов, позже перешли к режиму висения и вертикальному взлёту/посадке. Однако проверка главных возможностей самолёта - работы с палубы авианосца - затягивалась. Ряд источников утверждает, что пока решались вопросы взаимодействия с флотом, первый лётный экземпляр Як-141 отправили на авиасалон Ле-Бурже во Франции. Там же случился любопытный казус: во время подготовки к лётной программе жар от подъёмных двигателей повредил взлётно-посадочную площадку.

В том же 1991 году работы по созданию Як-141, казалось бы, серьёзно продвинулись вперёд - двум лётным прототипам удалось успешно совершить посадку на палубу авианосца "Адмирал Горшков". Однако уже через месяц программа получила удар, оправиться от которого она была уже не в состоянии - 5 октября при посадке на палубу авианосца потерпел серьёзную аварию второй лётный прототип истребителя. И хотя лётчику удалось спастись, самолёт получил критические повреждения и был списан. Сразу за этим последовал отказ от финансирования дальнейшей разработки и фактическое закрытие программы.

-3

Но яковлевцы не сдавались. Поняв, что в России денег на дальнейшие разработки им не выделят, они решили предложить его иностранцам. Так первый лётный прототип Як-141 оказался на авиасалоне Фарнборо-1992. За штурвалом истребителя (к тому моменту его бортовой номер сменили с 75 на 141) на авиасалоне находился лётчик Владимир Якимов, продемонстрировавший взлёт и посадку по-самолётному, а также режим висения. Поговаривали, что вертикальные взлёт/посадку самолёт не выполнял потому, что спецплощадок у англичан не было, а повторять печальный опыт своих коллег из Франции они не захотели.

Демонстрировалось "изделие 48-2" и в России - в 1993 и в 1995 году этот Як-141 участвовал в авиасалонах МАКС-1993 и МАКС-1995 в Жуковском. Но на этих показах истребитель в воздух уже не поднимался и увидеть его можно было только в составе статической экспозиции.

В середине 1990-х публичная жизнь первого прототипа Як-141 закончилась. Иностранных заказчиков заинтересовать так и не удалось, а в России к тому моменту не было денег даже на то, чтобы финансировать куда более актуальные оборонные проекты, не говоря уже о недоделанном "палубнике", к которому ещё и весьма скептично относились военные. Первый отечественный сверхзвуковой истребитель вертикального взлёта и посадки был окончательно похоронен.

-4

Впрочем, какое-какое внимание со стороны западных фирм истребитель всё же получил, однако в не том виде, в каком планировалось. В 1995 году КБ Яковлева получило разрешение от Минобороны РФ на совместную разработку СВВП с американской Lockheed Martin. Однако, дальше ограниченного сотрудничества дело тогда не зашло: в обмен на финансирование американские специалисты ознакомились с документацией Як-141 (по всей видимости, Lockheed Martin интересовала работа поворотного сопла) и удалились делать свой сверхзвуковой СВВП, позже получивший обозначение F-35.

Почти 15 лет первый лётный экземпляр Як-141 простоял на задворках КБ Яковлева. Неизвестно, какая судьба ждала бы самолёт дальше, если бы в 2009 году его не передали в музей Задорожного в Подмосковье. В музее истребитель отреставрировали, вернули б/н 75 и подвесили на пилоны макеты ракет Р-73 и Р-27Р. Сейчас это один из двух сохранившихся до наших дней Як-141 (второй находится в центральном музее ВВС в Монино).

***

Больше материалов про авиацию можно увидеть в моём канале, а мои фотографии 📷 (на авиационную тематику и не только) можно увидеть в моём Telegram.

Материалы по теме:

Самолёт на замену Ан-2: ЛМС-901 "Байкал"

Судьба самолёта: история Як-40, летавшего в Канаду

ПД-8: Новый двигатель для нового "Суперджета"

Ход конём: зачем России истребитель Су-75 Checkmate

Судьба самолёта: история последнего выпущенного Ту-22М3

Судьба самолёта: история Ту-144 СССР-77107

Старый Ту-154 в деталях: от носа и до хвоста

Взлёт "Руслана", отдыхающий Ил-76 и редкий Boeing 737: аэропорт Минеральные Воды