Продолжаю рассказывать истории Ту-144, находящихся в открытом доступе на территории России. Ранее я уже публиковал посты о трёх Ту-144, выставленных в Подмосковье, теперь настала очередь борта СССР-77107, выставленного в Казани.
Судьба самолёта: история Ту-144, летавшего для NASA
Судьба самолёта: история Ту-144, дважды севшего на грунт
Судьба самолёта: история последнего выпущенного Ту-144
Впервые в небо борт с номером СССР-77107 поднялся 12 декабря 1975 года - за 2 недели до первого коммерческого рейса Ту-144. Летать с пассажирами этому лайнеру не довелось - самолёт сразу передали на испытания для проверок различных характеристик, в том числе полётов на максимальной скорости 2500 км/ч.
В конце 1979 года в аэропорту "Домодедово" начался новый цикл испытаний - на самолёте тестировали новые термоустойчивые диски из графита. Эти испытания были особо важны для всей программы Ту-144 - самолёты не имели воздушных тормозов и реверса тяги, поэтому при посадке приходилось полагаться только на дисковые тормоза.
В "Домодедово" борт СССР-77107 пролетал до 1982 года, последними испытаниями с его участием было тестирование работы автоматической бортовой системы управления. После этого самолёт передали на хранение ЛИИ им. Громова на аэродром "Раменское".
29 марта 1985 года борт СССР-77107 совершил свой последний полёт - самолёт перегнали из Жуковского в Казань. Казанский аэропорт по понятным причинам принять Ту-144 не мог, поэтому сверхзвуковой лайнер посадили на ВПП Казанского авиационного завода. Местом последней стоянки самолёта выбрали 6 корпус Казанского авиационного института - ближайший к территории авиазавода.
Везти самолёт по городу пришлось с отсоединёнными консолями крыла. Но даже в таком виде Ту-144 был слишком велик для казанских улиц, поэтому по маршруту движения сняли троллейбусные провода. Не обошлось и без неожиданностей: напротив Казанского моторостроительного завода, когда до здания института оставалось всего несколько сотен метров, дорожное покрытие не выдержало и носовая стойка шасси провалилась в теплотрассу. К счастью, самолёт не получил повреждений и вскоре занял своё место возле шестого корпуса КАИ.
Больше 30 лет борт 77107 выполнял роль учебного пособия для студентов КАИ. Самолёт, насколько это возможно, поддерживали в рабочем состоянии: у него функционировали электрика и гидравлика, выпускалось ПГО, опускался и поднимался нос.
В 2010-х из самолёта решили сделать музей, параллельно перевезя его на проспект Фатыха Амирхана к новым корпусам КНИТУ-КАИ. Весной 2017 года Ту-144 отправился во второе турне по казанским улицам, правда на этот раз с него сняли не только консоли крыла, но и киль, носовой обтекатель и стойки шасси.
Открыть музей на базе борта СССР-77107 хотели 31 декабря 2018 года - к 50-й годовщине первого полёта Ту-144. Однако сроки постоянно сдвигались вправо, а стоимость создания музейного комплекса выросла с 10 до 224 миллионов рублей. В итоге строительство началось только в феврале 2022 года.
В мой визит (апрель 2022 года), самолёт уже обнесли забором... и на этом все строительные работы на участке заканчивались. Благо проникнуть на площадку оказалось проще простого, спасибо огромным щелям в заборе. Охраны и рабочих не было, так что осмотреть самолёт никто не мешал.
Пустые мотогондолы закрыты заглушками. Один из двигателей НК-144 долгое время находился рядом с самолётом, но с началом строительных работ его убрали.
Какое-то время Ту-144 стоял с опущенным носовым обтекателем и выпущенными "крышками" ПГО, но сейчас самолёт находится в полётной конфигурации.
После установки на постамент самолёту вернули исторический облик, восстановив оригинальную ливрею и бортовой номер. Логотип "Аэрофлота" при этом на фюзеляж наносить не стали.
Закончить строительство интерактивного музея обещают в 4 квартале 2022 года. Но учитывая нынешнее положение дел на стройплощадке, верится в этом с трудом.
***
Больше материалов про авиацию можно увидеть в моём канале, а мои фотографии 📷 (на авиационную тематику и не только) можно увидеть в моём Telegram.
Материалы по теме:
Кладбище самолётов в "Домодедово": судьба самолётов
Старый Ту-154 в деталях: от носа и до хвоста
МС-21: снаружи, внутри и в воздухе
Русская "Валькирия": история бомбардировщика за миллиард советских рублей
Последнее пристанище советских самолётов в "Шереметьево"
"Суперджеты" захватывают перрон, Туполевы ждут своей участи: аэропорт Минеральные Воды