Найти тему
News 2035

«Технологическому предпринимательству можно научиться только в деятельности»

Оглавление

Развитие технологического предпринимательства в вузах – одна из главных тем Московского Международного Салона образования, который проходит в эти дни в Москве. Эксперты сессии «Университет нового типа или как готовить серийных технологических предпринимателей?» обсудили меры поддержки студенческих стартапов и опыт ведущих университетов страны, федеральный проект «Платформа университетского технологического предпринимательства», а также вопросы венчурного финансирования и создания университета предпринимателей.

ММСО, 2023 (Артем Ганжа)
ММСО, 2023 (Артем Ганжа)

О поддержке университетских стартапов и федеральном проекте «Платформа университетского технологического предпринимательства»

Олег Чурилов, директор департамента развития технологического предпринимательства и трансфера технологий Минобрнауки:

«В федеральном проекте «Платформа университетского технологического предпринимательства» уже задействованы 270 университетов из 70 регионов РФ – от Калининграда до Владивостока. Гипотеза федпроекта состоит в том, что предпринимательству нельзя научиться, сидя за партой. Технологическому предпринимательству можно научиться только в деятельности. Для этого у нас организованы разные мероприятия. Есть тренинги предпринимательских компетенций, которые организует МФТИ, где в формате деловой игры студенты могут попробовать себя в роли технологических предпринимателей. Есть акселерационные программы, куда приходят ребята со своими идеями – оператором выступает Платформа НТИ. В 2022 году было проведено 150 акселераторов и столько же будет запущено в этом году. Акселерационные программы помогают ребятам собрать проектные команды и научиться продуктовым навыкам, взаимоотношениям с клиентами. Также Платформа НТИ в прошлом году открыла 60 Предпринимательских Точек кипения.

Помимо этого мы запустили принципиально новый формат создания стартапов под названием стартап-студии. Это отдельные юрлица, созданные университетами на конкурсной основе с технологическими партнерами и государственными деньгами Минобрнауки. В прошлом году ФСИ выдал тысячу грантов по миллиону рублей и ребята в реальной деятельности – в создании юридических лиц – познают что такое бизнес по-настоящему. Фонд «Сколково» отвечает за cashback бизнес-ангелам, которые инвестируют в студенческие стартапы».

О возможностях экосистемы НТИ для развития технологического предпринимательства

Вадим Медведев, ректор Университета 2035:

«Сегодня в рамках экосистемы Национальной технологической инициативы есть широкий спектр возможностей для развития технологического предпринимательства, создания и внедрения решений, обеспечивающих технологический и кадровый суверенитет страны. Фонд НТИ, Платформа НТИ и Университет 2035 реализуют ряд проектов, которые направлены на решение этих задач. 30 декабря 2022 года Президент РФ Владимир Путин утвердил 28 поручений по развитию в стране новой отрасли – беспилотной авиации. НТИ выступает здесь драйвером, по сути проектной командой, которая собирает воедино ведущих игроков отрасли. До 1 сентября ожидается утверждение национального проекта по развитию беспилотных авиационных систем на период до 2030 года. И в целях обеспечения новой отрасли кадрами, Университет 2035 сейчас проводит отбор физических и юридических лиц для реализации программ по обучение инструкторов и пилотов БПЛА (FVP).

Еще один важный проект – интенсив «Архипелаг 2023», который пройдет летом в Новосибирске. Одной из главных задач интенсива станет выработка решений по реализации поручений президента РФ в части развития беспилотных авиационных систем. Также участники нового «Архипелага» будут работать по таким направлениям, как технологии улучшения качества жизни человека, социальное развитие и т.д.

До 9 апреля 2023 Университета 2035 принимает заявки от образовательных организаций на ДПО-программы в области ИИ – до 90% стоимости обучения слушателя на курсе компенсирует вузу государство из средств федпроекта «Искусственный интеллект». В мае стартует отбор образовательных провайдеров для реализации двухлетнего обучения современным языкам программирования по программе Код будущего. В
новом наборе смогут участвовать не только школьники 8-11 классов, но и студенты СПО. Мы приглашаем все заинтересованные стороны присоединиться к нам и принять участие в реализации данных проектов».

Об университетских венчурных фондах

Евгений Кузнецов, сооснователь венчурного фонда Orbita Capital Partners:

«Основные стартапы, которые получаются в университетах, – это профессорские стартапы, когда профессора с опытом не только научным, но и индустриальным, находят актуальные для рынка и индустрии задачи и начинают их решать, создавая компания. И создают они их, как правило, вместе со своими студентами, постдоками, которые становятся «рабочими руками» этого профессора, который может заниматься еще 2-3 стартапами. Студенты становятся в стартапах CEO и т.д. В этом смысле любой венчурный инвестор с удовольствием даст деньги под профессора, у которого есть трекшн, опыт работы с индустрией, жизненный опыт и так далее. Отсюда берутся известные цифры, что возрастной пик создания стартапов в лучших экосистемах мира приходится на 45-летних фаундеров. Это как раз те самые профессора, у которых есть опыт.

Главная проблема в российских университетах состоит в том, что у нас профессора либо не заточены на работу с индустрией, либо делают это через разного рода серые схемы. Главная задача любой венчурной обвязки – это корректная упаковка интеллектуальной собственности, произведенной профессорами, превращение в пригодные для инвестиций активы и далее создание необходимой коммуникационной и финансовой инфраструктуры. Поэтому главная задача университетского венчура – это не столько обучение предпринимательству или деньги на "попробовать" – на это есть гранты. Это прежде всего деньги на корректное, правильное структурирование интеллектуальной собственности стартапа и создание пригодных для инвестиций объектов. И дальше работа с сетями других инвестиционных субъектов. Именно эту нишу занимают университетские венчурные фонды за рубежом».

О работе со стартапами: опыт МФТИ

Андрей Иващенко, председатель совета директоров НП ЦВТ «ХимРар», заведующий кафедрой инновационной фармацевтики, медицинской техники и биотехнологии МФТИ, руководитель рабочей группы НТИ «Нейронет»:

«У технологического предпринимателя должно быть хорошее естественно-научное образование и мировоззрение. У него должны быть экономические навыки: он должен понимать, что антенную решетку можно сделать из золота, она будет прекрасно работать, но это дорого. Это значит, что он должен быть в состоянии написать бизнес-план либо к проекту, либо к стартапу, либо к заявке. И третье, что должно быть у хорошего технологического предпринимателя, это то, что раньше называлась умением работать с коллективом, а сегодня – soft skills. Это умение общаться, организовывать команду, вести переговоры, делать презентации. Сегодня нами выработан подход, каких технологических предпринимателей хочет и может готовить Физтех. Мы говорим о технологических предпринимателях, которые в будущем станут Королевыми, Туполевыми. В этом смысле обычные стартапы, например, по продаже кофе или аренде, конечно, могут возникнуть, если студенты хотят этим заниматься. Но для нас это, что называется «попутный газ» – мы не мешаем, но и не помогаем».