Найти тему

Лёгкий или тяжёлый? Тест автомобильного 10-дюймового сабвуферного динамика BLAM L25 DB

Какой сабвуфер считать «правильным»? А вот смотря что ставить в приоритет. Если сильно упрощённо, то для работы в компактном корпусе будьте готовы подобрать усилитель помощнее. А если нужна лёгкость и способность шевелиться от нежных усилителей, то тут уже корпус может оказаться не совсем «удобным». Физику не обмануть, хотя порой действительно получается достичь удачных компромиссов. Если что, я сейчас про нормальные сабы для SQ, а не про этих самых, у которых «долбит нормально».Ну и сходу небольшой спойлер – BLAM L25 DB оказался довольно привлекательным вариантом для стелсов. При этом не то чтобы совсем от дохлых усилителей умеет играть, но и дуболомных «сварочных агрегатов с возбуждением от RCA» тоже не просит.

В общем, есть смысл посмотреть, как он работает, а вы уж решите, подходит он под ваши требования или нет. Цена, для сведения, на момент теста составляет 28990 рублей.

ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО, КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Конструкция без декоративных излишеств, все материалы относительно привычны: диффузор – жёсткая непрессованная целлюлоза, центральный колпак – пластиковый, подвесы – плотный вспененный полиуретан.

-2

Корзина, считаю, очень удачная: она максимально открытая – с тыльной стороны диффузора не будет образовываться воздушная подушка, которая нехило добавляет нелинейности на больших ходах.

-3

Центрирующая шайба – из материала Conex, так что после разминки механические параметры должны сохранять стабильность долгое время. Имеет прогрессивный профиль – шаг и высота «волн» слегка увеличиваются от центра к краям.

-4

Теперь попытаюсь понять внутреннюю геометрию мотора. Высота верхней шайбы магнитопровода – 8 мм. Насколько смог заглянуть через сеточку, она тут определяет и высоту магнитного зазора (фактически, рабочую часть катушки). Общая длина намотки указана в описании – 30 мм.

По всему получается, что подвижка имеет ход по 11 мм в каждую сторону без выхода катушки из зазора. В описании указан ход Xmax +/-13 мм, что на самом деле тоже соответствует действительности – иногда эта величина указывается при условии небольшого падения BL на краях хода. Ну или это получается 26 мм от края до края, если вам так привычней считать.

-5

Диаметр звуковой катушки – 60 мм. Именно так, с округлением по метрической системе. Или, если вам удобней в британской имперской системе мер, то примерно 2,4 дюйма. В торце нижней шайбы магнитопровода по её периметру как раз имеются отверстия для охлаждения и декомпрессии. Осевой канал, правда, это не отменило.

-6

Монтажная глубина динамика получилась 14,2 см. Будете рассчитывать глубину корпуса – добавляйте к ней ещё пару сантиметров, чтобы динамик совсем не упёрся мотором в заднюю стенку, и осевой канал не оказался перекрытым.

-7

И да, отмечу ещё одну интересную особенность конструкции – отсутствие аэродинамических шумов даже при больших ходах диффузора. Обратил на это внимание, когда разминал динамик перед измерениями. Это редкость, обычно при разминке вечно что-нибудь подфыркивает. Зачту в плюсы.

ИЗМЕРЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ И ИХ РАЗБОР

Описание приводит внушительный перечень параметров (впрочем, это традиционно для BLAM). У реальных измеренных параметров есть небольшой разброс, но общая концепция динамика соответствует заявке. Больше того, реальные параметры даже поинтересней получились. Единственное, заметно «уплыло» сопротивление звуковой катушки Re.

-8

Заявленные/фактические параметры BLAM L25 DB:

  • Fs (собственная резонансная частота) – 38 Гц / 37 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 19,7 л / 17,4 л
  • Qms (механическая добротность) – 8,78 / 8,45
  • Qes (электрическая добротность) – 0,68 / 0,57
  • Qts (полная добротность) – 0,63 / 0,53
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 132 г / 143 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 7,6 Тл м / 15,8 Тл м*
  • Re (сопротивление постоянному току) – 2 х 1,23 Ом / 2 х 2,1 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 92,3 дБ** / 84,1 дБ

* - результат измерения при последовательном включении катушек

** - в описании явно указана не опорная чувствительность динамика, а, скорее всего, чувствительность в оформлении

Итак, постараюсь разложить всё по полочкам. Чтобы динамик меньше чувствовал «воздушный подпор» и мог работать в компактных корпусах, подвесы сделаны умеренно жёсткими (Vas меньше 20 литров – это для 10-дюймового динамика немного). Чтобы резонансная частота при этом не задралась в мидбасовую область, о лёгкой подвижке пришлось забыть. Хотя, чего уж там, видали «десяточки» и потяжелее. Чтобы таскать такую подвижку, мотор должен быть соответствующим. Силовой фактор BL тут пусть не бешено-рекордный, но этого и не требовалось – он ровно такой, чтобы Qts оказалась самой подходящей для применения динамика в ЗЯ. А это, как известно, самое компактное из всех оформлений (экзотику сейчас не рассматриваем).

В общем, вуаля, круг замкнулся, всё сошлось – имеем динамик для компактного оформления, с вполне вменяемым значением опорной чувствительности и 2,4-дюймовой звуковой катушкой, способной переварить мощность даже с некоторым запасом. Что и требовалось получить.

ЕЩЁ ЧУТЬ-ЧУТЬ АНАЛИЗА РАБОТЫ ДИНАМИКА

Снимаю АЧХ и ФЧХ динамика без учёта оформления в ближнем поле (есть такая методика среди рекомендованных для измерительного комплекса Audiomatica Clio). Задача – понять резонансы в подвижной системе.

-9

Более-менее значимый артефакт есть лишь ближе к отметке 1 кГц (тут обычно «чудят» пластиковые колпаки), но он не тех масштабов, чтобы придать басу какую-либо окраску (в отличие, к примеру, от некоторых сабов с полипропиленовыми диффузорами, где окраска баса часто бывает слышна слишком явно). Центрирующая шайба вроде ни на каких частотах не чудит. В общем, по этой части зачёт.

Искажения снимал на уровнях подаваемого сигнала выше среднего – к нижней частотной границе ход диффузора достигал 1,5 см (от края до края):

-10

Как видите, более-менее заметный рост КГИ начинается лишь ниже 50-40 Гц, что для 10-дюймовых сабов – обычное дело. В наиболее же информативном (для сабвуфера) частотном диапазоне до 100 Гц искажения достаточно низкие. Нормально.

РАСЧЁТ АКУСТИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ

Описание рекомендует три варианта ЗЯ и ни одного варианта ФИ. Оно и верно: при таких параметрах в ФИ можно получить дурную отдачу, но это будет не саб, а «дуделка». Для таких извращений есть сабы попроще, так что для BLAM L25 DB – только ЗЯ. Если смоделировать по заявленным параметрам, вот что получается (как всегда, расчёт с учётом усреднённой передаточной характеристики салона Тома Ньюзена).

-11

Не уверен, что динамику будет уютно в большом корпусе, да и реальные параметры вышли чуть интереснее заявленных. Так что моделирую ещё раз, на этот раз с учётом фактических измеренных значений.

-12

А что, очень даже недурно. Можно смело ставить динамик в ЗЯ объёмом от 15 до 20 литров, даже объём подгонять с высокой точностью не обязательно. Для оценки в деле попробовал закинуть динамик в свой тестовый корпус и скорректировать его объём до 17-18 литров (точнее не скажу, да оно тут и не нужно).

ПРОБА В ДЕЛЕ

Послушал сначала в лаборатории (вспомнил кое-какие принципы оценивания басового потенциала со времён работы в «бумажном» журнале Car&Music), потом не удержался, утащил тестовый корпус в машину (усилитель АВ-класса, самодел на базе старичка E.O.S. AE-1500T с переделанными выходными каскадами, способный отдать на 4 Ом что-то около 600 Вт).

На слух бас без сухости, плотненький, «мясной», с небольшим таким «жирком», но без гудения и затягивания отдельных нот. Гонять ветры и тянуть негров за низкие синусы не умеет, но приготовить отбивную печень и пробивать в грудь может. На жёстком современном роке бас-бочка и бас-гитара чуть «раздуваются», но звучат раздельно, не смешиваются. На ритмичной электронной музыке получаются сочные тактильные удары. На современном блюзе и инструментальной музыке даёт «мясцо», но звучание сверх необходимого не утяжеляет. Вообще, если не накосячить с оформлением и настройками, можно получить довольно «вкусный» бас.

КОРОТКО ПО ДЕЛУ. ДЛЯ КАКИХ ЗАДАЧ ВЫБИРАТЬ?

Достаточно универсальный саб. Подача далека от каких-нибудь легковесных моделей, она скорее «мясная», но, главное, BLAM не тянет басовые хвосты и не гудит на одной ноте, а остаётся достаточно музыкальным. Это особенно заметно, если фронтальные динамики не слишком басовитые, и приходится поднимать частоту раздела с ними до 60-70 Гц (для определённости, в моих экспериментах саб срастался с фронтом при крутизне ФНЧ 24 дБ/октава, но это всё сугубо индивидуально).

И да, возвращаясь к тому, с чего начинали – он способен работать в корпусах не больше 20 литров и, как показали эксперименты, ему вполне хватает усилителя, выдающего на 4 Ом около 500 Вт. Если такой расклад подходит под ваши требования, BLAM L25 DB можно смело рассматривать к применению.

Плюсы:

Удачная жёсткая, но максимально открытая корзина

Способность работать в корпусах менее 20 литров

Не нужно подгонять объём с точностью до литра

Способен на «мясо», но при этом остаётся достаточно музыкальным

Минусы:

Глубина динамика не позволит сделать ему плоский корпус