Найти в Дзене
История нашего мира 2.0

Продажа царских дочерей

XV-XIVвв. до н.э.

Ближний Восток

XV век до н.э. На Ближнем Востоке пять могущественных империй, чьи правители носят титул, либо «великий царь», либо «царь царей». Наиболее могущественными из них являются «Чёрная земля» в долине реки Нил (Та-Мера (современный Египет)) и «Государство воинов Хурри» (Митанни). За ними по силе идут «Высокая страна» (Хатамти (библ.: Элам)) и «Чёрная земля» между реками Тигром и Евфрат (Кар-Дуниаш со столицей в «Городе Бога» (Бабилу (он же Вавилон)). Пятая «Страна серебра» («Страна Хатти» (Хеттская империя)) в этот период переживает жесточайший внутренний кризис. И хотя в переписке с её правителем другие «великие цари» обращаются к нему «брат», то есть, как к равному, на деле смотрят на неситов (современные ученые называют их хеттами) с презрением, а их посольства принимают на уровне посольств из «Государства бога Ашшура» (будущей Ассирии), чьи правители в те дни зависели то от Митанни, то от Кар-Дуниаша. Существует множество иных государств, но они не равны империям ни по статусу (их правителей в переписке называют «сын мой»), ни по военной мощи. Так, нечто второстепенное, и объект для грабежа.

К концу XV века в отношениях между великими царями появляется тенденция родниться домами, становится модным иметь в числе своих жён иностранную царевну из дома равных по рангу правителей.

Но если у правителей Митанни, Хатамти, Хеттов, Кар-Дуниаша были в этом вопросе некоторые трудности: им по закону полагалось иметь одну жену (наложниц сколько хочешь), то у правителей Та-Мера (Египта) в этом вопросе ограничений не было. Сколько хочешь жён, столько и имеешь.

А так как на рубеже XV-XIV веков до н.э. на трон в Нийе (греки называли этот город Фивами), столице Та-Меры (Египта) взошёл женолюбец Аменхотеп III (правил 39 лет), то он и рзмахнулся на то, чтобы собрать в своем гареме как можно больше жён из иностранных царских домов.

Послы Аменхотепа отправились сразу в два государства: Кар-Дуниаш и Митанни. А так как при этом царю Куригалзу, правителю Кар-Дуниаша, намекнули, что, выдав свою дочь за правителя Египта, он получит хороший куш золотом (египтяне разрабатывали золотоносные рудники в Судане), проблем в Бабилу (Вавилоне) не было. Золото доставили из Египта и вавилонская царевна, которую никто не спрашивал, хочет они или нет, была продана Аменхотепу III в качестве одной из жён.

А вот в Вашшуккане (столице Митанни) возникли проблемы. Царь Шутарна, правитель Митанни, по примеру своего отца, царя Артадамы, решил поторговаться.

Когда в правление Артадамы из Митанни и Тутмоса IV, отца Аменхотепа III, из Та-Меры, был заключён мир, завершивший войну между Митанни и Та-Мерой за богатые царства Ретену (современная Сирия), царь Тутмос решил взять себе в жёны дочь царя Артадамы. Тот согласился выдать дочь в Египет, но за золото.

Семь раз приезжали послы Тутмоса сватать дочь Артадамы, пока договорились, за какую сумму девушка будет продана в гарем владыки Та-Меры (Египта).

Шутарна, который также помнил эту историю, вероятно, заломил высокую цену за свою дочь. Началась торговля. Шесть раз пришлось послам Аменхотепа посетить Вашшуккани, пока сошлись в цене. Золото отбыло ко двору Шутарны, а его дочь Гулухепа в Нийю.

После смерти Шутарны престарелый Аменхотеп решил, что ему мало одной царевны из Митанни, и его посольство отбыло ко двору нового правителя Митанни, царю Тушратте. Тут проблем не возникло. Тушратте очень были нужны деньги (он как раз вёл войну с хеттами), и он не стал долго торговаться. Продал юную Татухепу в гарем Аменхотепа III.

Примерно в то же время Аменхотеп III купил себе ещё одну жену из царского дома Кар-Дуниаша. Новый правитель Кар-Дуниаша Кадашман-Энлиль продал свою дочь, едва ему предложили золотой куш.

Эта погоня за иностранными царевнами со стороны Аменхотепа IIIявно связана с манией величия данного царя, а вовсе не с его сексуальными потребностями. Доказательством этого утверждения является наличие у Аменхотепа любимой жены, которая имела на мужа огромное влияние, египтянки по имени Тийя, женщины незнатного происхождения.

Интересный момент, ни в Хатамти, ни в империю хеттов, Аменхотеп своих послов сватать тамошних царевен не посылал. Хатамти располагалось слишком далеко, и египетское золото её правителей, похоже, не интересовало, а у хеттов было совсем иное отношнние к женщинам царского дома, чем у кого-либо из соседей.

Хеттские царицы (их титул был «таваннана») обладали огромной властью. Имели свой двор, своих телохранителей и воинов, свои поместья и земли, и правителям империи приходилось с ними считаться. А ни одна обеспеченная всем необходимым мать не станет продавать собственную дочь за золото кому бы то ни было.

(Источники: Архив из Эль-Амарны, международные договора того времени, иные документы)