Найти в Дзене
Дизайн с Алексом Маком

Валентина Диффинэ-Кристи. Художница, имя которой возглавляет список русских импрессионистов советской живописи. Любуемся ее яркими картинами

Имя этой художницы мало знакомо любителям советского и российского искусства. Картины Валентины Диффинэ-Кристи совершенно не вписываются в общие тенденции советского реализма. Стиль ее картин был неизменным. Ее картины любого периода жизни очень узнаваемы. Учитывая веяния соцреализма, она мудро и правильно называла свои картины.

Валентина Диффинэ-Кристи
Валентина Диффинэ-Кристи
Иван-чай. Частное собрание, Москва.
Иван-чай. Частное собрание, Москва.

Она была очень упряма, целеустремленна и верна своему творчеству. Настоящий однолюб. Так было не только в живописи. Она очень рано потеряла своего мужа, который в возрасти двадцати восьми лет умер от тифа. Она оставалась ему верна всю жизнь. Все 92 года ее жизни были наполнены творчеством.

Церковка в Абрамцеве, 1953
Церковка в Абрамцеве, 1953
Осень. 50е годы.
Осень. 50е годы.
Училище памяти 1905г., в центре Петровичев ,1937г. В. М. Диффинэ-Кристи третий ряд ,четвертая справа.
Училище памяти 1905г., в центре Петровичев ,1937г. В. М. Диффинэ-Кристи третий ряд ,четвертая справа.

Художница в 1937 году закончила Московское художественное училище памяти 1905 года. Ее учителями были уже известные в то время художники и педагоги Константин Юон и Николай Крымов. После начала Великой Отечественной войны в 1941 году она вместе с мужем продолжала учебу в Самарканде. Сюда были эвакуированы студенты и преподаватели Суриковского института. В 1946 году В.М. Диффинэ-Кристи окончила Московский художественный институт им. В.И. Сурикова и в 1957 году вступила в Московский союз художников.

Натюрморт с чайником. Курганский художественный музей имени Г А Травникова.
Натюрморт с чайником. Курганский художественный музей имени Г А Травникова.
На заре. 1960 год
На заре. 1960 год
Доярка
Доярка

Ее стиль живописи, конечно, не очень укладывался в общие тенденции советского периода. За импрессионизм художницу даже исключали из института. Но она восстановилась и получила профессиональное образование. Диффинэ-Кристи нашла свой неповторимый и хорошо узнаваемый стиль. Ее картины легкие, воздушные, как будто растворяющиеся в фантастическом мираже...

ВЕСНА. ДВА КУСТА. 1970. КАРТОН, МАСЛО. 39,5 Х 49,5. ГХМАК
ВЕСНА. ДВА КУСТА. 1970. КАРТОН, МАСЛО. 39,5 Х 49,5. ГХМАК
Натюрморт с букетом
Натюрморт с букетом

Ее стиль живописи в наше время станут называть “Духовный импрессионизм”. Все ключевые признаки этого направления живописи становятся все более выраженными. На ее картинах почти исчезли контуры предметов, людей, форм. Остается только цвет, воздух и впечатление. На ее картинах мы с трудом узнаем объекты. Только их нематериальные очертания, душа, свечение.

Букет
Букет

После Великой Отечественной войны, конечно, все художники, и, наверное, это было правильно, писали реалистичные, почти идеальные картины. Настоящее воплощение мечты советского человека на холстах. Но художница не стала менять свой стиль, она была непреклонна, но ее картины назывались очень по-советски. Она ставила перед собой и красиво решала очень сложные задачи, например, писать «белым по белому», филигранно работать со светом и цветом.

Делают кумыс. Частное собрание.
Делают кумыс. Частное собрание.
ХОХЛОВСКИЙ ПЕРЕУЛОК. 1988. КАРТОН, МАСЛО. 49 Х 70. ГХМАК
ХОХЛОВСКИЙ ПЕРЕУЛОК. 1988. КАРТОН, МАСЛО. 49 Х 70. ГХМАК
Валентина Диффинэ-Кристи. Портрет артиста. 1960-е годы. ГТГ, Москва.
Валентина Диффинэ-Кристи. Портрет артиста. 1960-е годы. ГТГ, Москва.

Но они производили впечатление на зрителя. В ее картинах как будто мы видим залитые солнцем и цветом пейзажи, калейдоскоп светлых оттенков, настоящие детские воспоминания из далекого прошлого. Оно было так давно, как будто наши воспоминания проявляются сквозь туман или пелену. Как на картинах художницы.

Яблоки на голубой скатерти.
Яблоки на голубой скатерти.
Южный натюрморт. 1962-1968. Нижнетагильский музей изобразительных искусств.
Южный натюрморт. 1962-1968. Нижнетагильский музей изобразительных искусств.

Картины Валентины Диффинэ-Кристи вызывают только положительные эмоции. Восхищение ее смелостью. Лёгкую ностальгию. Удивление актуальностью работ в наше время и какую-то сладкую грусть.

Голубой пейзаж.
Голубой пейзаж.
АВТОПОРТРЕТ. 1990. КАРТОН, МАСЛО. 63 Х 68. ГХМАК
АВТОПОРТРЕТ. 1990. КАРТОН, МАСЛО. 63 Х 68. ГХМАК
Рина Бадова. Портрет Валентины Михайловны Диффинэ-Кристи. Частное собрание Москва.
Рина Бадова. Портрет Валентины Михайловны Диффинэ-Кристи. Частное собрание Москва.

Картины художницы сегодня хранятся во многих музеях России. Уже после ее смерти, благодаря стараниям ее наследников, были проведены более 20 выставок художницы по всей России. Многие ее картины были переданы безвозмездно музеям...

А Вам понравились работы этой художницы? На сегодня я прощаюсь с Вами, не забывайте писать комментарии, подписываться, ставить лайки. Любая активность на канале с Вашей стороны, особенно комментарии, это - настоящая поддержка для меня. До новых встреч, Ваш Алекс.