Найти тему
Вперёд в прошлое!

Почти детектив: дело о первом русском спецназовце

Ваша честь! Господа присяжные заседатели! Дело, о котором у нас сегодня пойдёт речь, до сих пор, спустя почти тысячелетие, покрыто загадочным мраком и охраняется грифом секретности. Тем не менее, давайте попытаемся приподнять таинственный покров над этой историей...

... Морозным февральским днём под стенами Переяславля копошились половцы, разворачивая походный стан. Князь Переяславский Владимир Мономах с тоской в глазах смотрел на их бурную деятельность. Где-то там, в одном из уже поставленных шатров сейчас находился в заложниках его сын, княжич Святослав. А внутри Переяславля гудел пир. Пировали тоже половцы. Хан Итларь со своим войском занял город, чтобы контролировать действия Мономаха. Хан Кытан разбил стан под городом и держал в заложниках княжьего сына, дабы тот чего не выкинул. Как же могущественный русский князь докатился до такого?

Князь Владимир Мономах на памятнике Тысячелетию Государства Российского в Новгороде (изображение из открытых источников)
Князь Владимир Мономах на памятнике Тысячелетию Государства Российского в Новгороде (изображение из открытых источников)

Всё началось со смерти отца, великого князя Киевского Всеволода. Новым великим князем согласно действующей тогда лествицы стал его племянник, сын покойного старшего брата Святополк. А на Руси в ту пору существовала такая традиция - коли умирал великий князь, половцы непременно являлись на поминки. На нового князя посмотреть, себя показать. Определить, так сказать, насколько изменился политический баланс. Ну и максимально монетизировать эти изменения. Тем паче, что с Всеволодом они дружили недорого, поскольку тот был женат на дочери половецкого хана. А теперь княгиня Анна вроде как нет никто и звать никак. А значит, настала пора пересмотреть тарифные условия дружбы.

Святополк поступил так, как надлежало поступать истинному защитнику свой страны. Хотя его очень просили этого не делать. Великий князь с верными союзниками - Владимиром Мономахом и его единокровным братом Ростиславом вышел навстречу половецкому хану Тугоркану и... огрёб по самое не могу. Мономах тогда чуть не погиб, спасая тонущего в Стугне брата. Брата он так и не спас. Святополка половцы поймали и сделали с ним такое, что представить страшно - женили на ханское дочери.

Акварель "Отдых великого князя Владимира Мономаха после охоты" кисти Виктора Васнецова (изображение из открытых источников)
Акварель "Отдых великого князя Владимира Мономаха после охоты" кисти Виктора Васнецова (изображение из открытых источников)

А дальше... пришла беда - отворяй ворота! Вдруг откуда не возьмись под Черниговом появился князь Олег Гориславич. Всеволод столько сделал, чтобы безвозвратно потерять этого своего племянника, ан на тебе, нашёлся-таки. Причём появился не один, а всё с теми же половцами. Олег напомнил Мономаху, что в Чернигове испокон княжил его отец, и дал два часа на сборы. Пришлось Владимиру Всеволодовичу паковать чемоданы и ехать в родной Переяславль. Но и там его не оставили в покое. Половцам только дай почувствовать слабину. Вот и нагрянули Итларь с Кытаном, чтобы поставить Мономаха на счётчик.

... Князь подавил скупые слёзы и спустился со стены. А в хоромах его уже ждали... Историкам, к сожалению, до сих пор неизвестно, зачем прискакал в Переяславль киевский боярин Славята. Повесть временных лет по этому поводу скупо сообщает, что прибыл он "от Святополка по какому-то делу". По какому? И почему именно после его прибытия "стала думать дружина Ратиборова с князем Владимиром"? Почему без киевского боярина никому в голову не пришло, что думать бывает весьма полезно? Не потому ли, что прознал Святополк о том, в какой глубокой... неприятности оказался его двоюродный брат? Кто же ты такой, боярин Славята?

Картина "Долобский съезд русских князей" кисти Алексея Кившенко (изображение из открытых источников)
Картина "Долобский съезд русских князей" кисти Алексея Кившенко (изображение из открытых источников)

Владимир, конечно, для приличия поломался - дескать, я слово половцам дал. На что тысяцкий Ратибор резонно посоветовал князю стать, наконец, хозяином своего слова - как дал, так и обратно возьмёшь. Тем паче, что к счастью для русичей ханы поверили в свою безнаказанность и просто упивались ею, совершенно не ожидая подвоха. Оставалась главная проблема - княжич Святослав всё ещё находился в заложниках у Кытана. Решить эту проблему взялся загадочный Славята. Ночью во главе небольшого отряда он нагрянул в половецкий стан. Сначала бесшумно изъяли заложника. Потом также бесшумно порешили Кытана и его секьюрити.

Итларя Ратибор поднял с утра пораньше, пока половцы за стенами не подняли вой, обнаружив бездыханного Кытана. Хотя кочевники и привыкли есть и спать под открытым небом, на этот раз стол для них под предлогом февральских морозов накрыли в большой избе. Как только половцы вошли в избу, дверь в неё забаррикадировали. На крышу тут же поднялась группа снайперов во главе с сыном Ратибора, Ольбером. Разобрав крышу, они как в тире перестреляли из луков мечущихся по избе половцев во главе с Итларём.

Марка почты России "Владимир Мономах" (изображение из открытых источников)
Марка почты России "Владимир Мономах" (изображение из открытых источников)

Ворота Переславля отворились и дружина Мономаха обрушилась на оставшихся под стенами кочевников, которые, лишившись руководства, бежали. Святополк уже ждал двоюродного брата. Вместе они послали Олегу ультиматум: ему оставляли Чернигов в обмен на выдачу сына Итларя и участие в боевых действиях против половцев. Гориславич заперся в Стародубе, ожидая половецкого подкрепления.

Впрочем, Святополк не расстроился. Как и Дима Семицветов он считал, что жениться надо на сироте. Реализовать свои планы ему удалось уже в июле того же года на берегу реки Трубеж. Именно там сложил свою голову тесть Святополка, хан Тугоркан, спешивший на помощь Олегу. Так что реванш за поражение на реке Стугне удался на славу. Правда впереди была ещё долгая борьба с половцами, в ходе которой двоюродные братья загонят своих неприятелей аж к пригорью Кавказа. Но, как говорится, лиха беда - начало.

К сожалению, историкам неизвестно, как сложилась дальнейшая судьба Славяты - первого русского спецназовца. А жаль...

Dixi.

Читайте в этом цикле: