Найти в Дзене
ManGO! Games

Восемь стилей корпоративной культуры

Оглавление
Есть ли универсальная классификация корпоративной культуры? Предлагаем восемь типов.
Есть ли универсальная классификация корпоративной культуры? Предлагаем восемь типов.

Как оценить культуру, как ее понять и есть ли универсальная классификация корпоративной культуры? Предлагаем восемь типов, среди которых каждая компания сможет найти свою.

Корпоративная культура компании (входит в понятие организационной культуры), независимо от размера и отрасли, всегда имеет несколько измерений, по которым ее можно классифицировать. Они связаны со взаимодействием между людьми в компании и реакцией компании на перемены.

Взаимодействие между людьми в компании. Прежде всего стоит обратить внимание на степень свободы и зависимости. Если в компании принято выбирать свободу в отношениях, значит тут ценят состязательность и самостоятельность. Если выбирают зависимость, то в этой компании есть фокус на интеграцию и координацию совместной работы. В первом случае в компании оценивают успех, исходя из личных достижений, во втором случае – с точки зрения коллектива.

Реакция на перемены. В одних компаниях стремятся к стабильности, в других – к гибкости. В первом случае в компании скорей всего соблюдают правила, соблюдают иерархию, стараются достичь максимальной эффективности. В другом случае любят инновации, разнообразие, ориентируются на долгосрочный результат.

Как видим, ценности компании и ориентиры разные, а измерять нужно всего два показателя. Этими показателями измеряли корпоративную культуры такие исследователи как Ким Камерон, Роберт Куинн и Роберт Эрнест.

На основе этих показателей можно выделить восемь стилей корпоративной культуры.

Стили корпоративной культуры

1. В основе – забота. Это компания, в которой царят доверительные отношения, ценится и поощряется взаимопомощь, сотрудничество, честность, лояльность. Важное значение имеет командная работа и позитив.

2. В основе – осмысленность. Это компании, где ценится идеализм и альтруизм. Здесь царят либеральные ценности, сотрудники стремятся приносить пользу обществу, заботятся об экологичности, рады принести пользу общему делу.

3. В основе – творчество. Это компания, где любят исследовать, творить, обучаться, развиваться, пробовать новое. Здесь рождаются идеи, ищутся альтернативы, лидеры любят инновации, новые знания и приключения.

4. В основе – удовольствие. Все в такой компании занимаются любимым делом, здесь царит радость и воодушевление. Сотрудники азартны, ищут новые вызовы, лидеры поддерживают открытость, непринужденность, юмор.

5. В основе – результат. В таких компаниях стремятся к достижению, любят победы. Все работают на пределе сил ради будущего результата. Лидеры ценят целеустремленность.

6. В основе – авторитет. Коллектив в такой компании – это конкурентная среда, где стремятся к авторитету, где каждый сам за себя. Все контролируется, лидеры уверенны в себе, влиятельны, решительны.

7. В основе – безопасность. Это компании, где главное – осторожность, планирование, предсказуемая рабочая среда. Здесь принято избегать рисков и предвидеть перемены. Сотрудники стремятся быть защищенными и реалистичными. В такой компании принято планировать каждый шаг.

8. В основе – порядок. В таких компаниях есть единые нормы и стандарты, у каждого – свои правила, каждый стремится быть как все и не выделяться. Сотрудники постоянно взаимодействуют между собой, поддерживают традиции и общие процедуры.

Попытайтесь определить культуру своей компании, задумавшись, насколько у вас развита независимость/зависимость, гибкость/стабильность.

Есть ли хорошие или плохие стили культуры? Все по-своему сильны и уязвимы. Зато есть ситуация, когда цели компании не совпадают с культурой. Тогда необходимо управлять культурой и вносить корректировки. Как определить, что именно нужно менять в культуре, как узнать свою культуру и способы ее корректировки?

Речь идет не об изменении культуры, а о грамотном использовании сильных сторон. Каждый стиль может быть полезным и вредным с точки зрения целей.

Как учитывать культуру для повышения эффективности компании?

Приведем несколько примеров. Иногда компания пытается сделать упор сразу на заботу и результативность, не понимая, почему ей это не удается. Такая комбинация – взаимоисключающая, она только дезориентирует сотрудников. Что делать? Сотрудники не могут одновременно повышать личные показатели (конкурировать, работать самостоятельно) и поддерживать друг друга. Но в конкретной компании скорее всего собрались люди, которым по природе ближе что-то одно, остается только определить это и перестать пытаться достичь недостижимого.

Если же совместить заботу и порядок – культура только усилится. Два стиля поддержат друг друга, и компания станет еще более результативной. В такой компании будет минимальная текучесть кадров, редко будут конфликты, будет высокая вовлеченность, зато от таких сотрудников трудно будет ожидать решения сложных вопросов. В такой компании вряд ли уживутся предприимчивые люди, которые ищут новизну и новые решения.

Для понимания своей корпоративной культуры и управления ею, проводят командные сессии с профессиональным фасилитатором. Заказать проведение такой сессии можно в ManGO! Games.